Выставки / Магия тела. Рисунок конца XIХ–ХХ веков

Магия тела. Рисунок конца XIХ–ХХ веков
В.А.Серов, Б.Д.Григорьев, К.С.Петров-Водкин, М.Ф.Ларионов, И.И.Машков, П.П.Кончаловский, З.Е.Серебрякова, Н.А.Тыра, Т.А.Маврина, В.Г.Вейсберг и др.
Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
23.10.2014 - 12.04.2015
Третьяковская галерея представляет вторую часть проекта "Магия тела". Вслед за выставкой живописи и скульптуры, развернутой на Крымском Валу, в залах графики в Лаврушинском переулке открывается экспозиция, которая демонстрирует жанр ню в рисунке конца XIX–XX веков. Экспозиция открывает зрителям одну из самых поэтичных страниц в искусстве этой эпохи – диалог художника и обнаженной модели.

Рисунок допускает гораздо бόльшую свободу и откровенность, чем законченное живописное или скульптурное произведение. В зависимости от желания художника первоначально нейтральный образ насыщается героической возвышенностью, монументальным величием либо интимной нежностью, эротизмом или нематериальной легкостью.

Образование класса женской натуры в 1893 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге стало импульсом к развитию темы обнаженной модели. В жанре ню работали все самые известные русские рисовальщики ХХ века. Однако выставка выделяет тех, для кого рисунок обнаженной натуры превращается в особый жанр изобразительного искусства, обладающий своей эстетикой, становится одной из важных тем их творчества.

Около 200 произведений из фондов графики представляют развитие жанра ню в рисунке: различие московской и петербургской школ, особенности работы русских художников в парижских ателье начала ХХ века, бытование этого жанра в искусстве авангарда, жизнь обнаженной модели в "пуританские" годы советской власти и т.д. Произведения исполнены в различных техниках – акварели, пастели, рисунке графитным карандашом, углем, сангиной. Это работы В.А.Серова, Б.Д.Григорьева, К.С.Петрова-Водкина, М.Ф.Ларионова, И.И.Машкова, П.П.Кончаловского, З.Е.Серебряковой, Н.А.Тырсы, Т.А.Мавриной, В.Г.Вейсберга и других. Особый интерес представляет не только сопоставление художественных манер, но и анализ индивидуальной интерпретации темы художниками.

Мечтой о красоте, способной преодолеть несообразности жизни, наполнялось творчество мастеров, входивших в объединение "Мир искусства". З.Е. Серебрякова любила представлять свои модели при дневном свете. Тела молодых женщин, при всем внимании художницы к их индивидуальным особенностям, в значительной степени выдают ориентацию автора на идеальные образы Высокого Возрождения.

Эпатировавшие своих современников художники объединения "Бубновый валет" главным свойством телесности считали брутальность, физическую мощь и силу – на листах появляются грузные, нарочито грубые модели.

Эта "грубость" обнаженной натуры прослеживается и в творчестве М.Ф.Ларионова, который включил в свой художественный язык ориентацию на культуру примитива и социальных низов. "Агрессивность" образов нивелирует "хулиганская" ирония и легкость, с которой Ларионов работал с этими темами.

Чувственность рождается в виртуозно исполненных рисунках В.В. Лебедева. Наброски с натуры, в которых образы строятся тональными переходами, сопоставлением полупрозрачных локальных пятен и белого пространства фона, выполнены тушью и акварелью быстро и виртуозно.

Легко и естественно на увлажненную бумагу ложится акварель в листах Т.А.Мавриной, где изображены красавицы, которые нежатся в интерьерах, одновременно смешные, трогательные, пикантные и забавные.

В 1950-х годах Б.П. Чернышёв основал в Москве свободную студию рисунка обнаженной натуры. Его техника переживала эволюцию на протяжении двух десятилетий от формальной сдержанности в 1950-е до яркости, раскованности и даже резкости в 1960-е. Чувство свободы в поздних листах Чернышёва нередко переходит в экстаз, в ощущение овладевшей человеком некоей иррациональной силы. Зрительно она выражена либо в динамике фигур, либо, наоборот, в иератической статуарности и декоративности, которые напоминают об искусстве древних цивилизаций.

В 1970-е – первой половине 1980-х В.Г.Вейсберг развивал идеи "невидимой" живописи – в многослойной поверхности едва уловимы цветовые и тональные переходы, возникает идеально выстроенный, почти нематериальный в своей хрупкости образ.

Выставка "Магия тела" демонстрирует, как разработка темы обнаженного тела подводит художника к формулированию собственных представлений об идеальном и безобразном, вечном и сиюминутном, пластически наполненном и нематериальном.

Проекты, посвященные существованию отдельных жанров в истории русского искусства, составляют важную часть выставок и лекционных циклов Третьяковской галереи. Подобный аналитический обзор позволяет представить развитие отдельной изобразительной проблемы и ее интерпретацию разными поколениями художников.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!