Выставки / Уильям Хогарт: анализ красоты

Уильям Хогарт: анализ красоты
Уильям Хогарт (1697-1764)
Москва, Волхонка, 12
08.07.2014 - 07.09.2014
В рамках Года культуры Великобритании в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Уильям Хогарт: анализ красоты», посвященную графическому наследию британского живописца и гравера.

В экспозицию вошли 68 гравюр из фондов музея, созданных Уильямом Хогартом (1697—1764) в разные годы жизни, а также листы, выполненные по знаменитым картинам художника французскими граверами.
Помимо серий «Карьера проститутки» (1732), «Карьера мота» (1735), «Четыре времени суток» (1738), «До и После» (1736), «Модный брак»(1745), «Усердие и леность» (1747) на выставке представлены иллюстрации к теоретическому трактату Хогарта «Анализ красоты», давшему название экспозиции.
«Анализ красоты» (1753) — не научный труд, а скорее универсальное пособие, адресованное всем, кто хотел бы ответить на вопрос, что красиво и что безобразно в искусстве. Это сочинение – творческий манифест Уильяма Хогарта как художника.
В основе эстетической системы Хогарта — мысль о том, что единственно верный путь для профессионального художника — «обращение к природе», ему необходимо учиться «доверять чувствам» и создавать произведения, в которых отражаются события повседневной жизни. «Красота заключается в многообразии», — вот девиз, которым мастер руководствовался долгие годы.
Смелый реализм художника принципиально изменил британскую живопись XVIII столетия и оказал влияние на многие стилистические явления последующего времени. Хогарт разработал собственный способ изображения действительности, в основе которого лежали его наблюдения за жизнью и за людьми. Хогарта восхищала суета лондонских улиц, лица горожан, забавные сценки в пабах, на рынках и в церквях Лондона. Произведения художника подобны короткометражным фильмам, запечатлевшим рождение мегаполиса, в котором уживаются столь непохожие друг на друга характеры.
Так, сюжетной основой для первого графического цикла «Карьера проститутки» (1732) послужили истории из жизни Молл Дейвис, фаворитки короля Карла II, и известной лондонской куртизанки Кейт Хакэбаут. В этой серии Хогарт выразил не только свои представления о морали и нравственности, но и впервые обратился к теме красоты.
Героем следующей серии гравюр «Карьера мота» (1735) стал Том Рейквелл. На выставке представлено восемь листов, каждый из которых повествует о каком-либо эпизоде из жизни городского повесы, который решил начать новую жизнь после смерти отца: прием для представителей богемы, пиры в скандально-известной таверне «Роза», посещение игорного дома, арест за долги и счастливое спасение, бракосочетание с одноглазой старухой. Сразу несколько социальных типов художник объединил в гравюрах из цикла «Четыре времени суток» (1738), над которой он работал совместно с гравером Бернаром Бароном. Эта серия отличается особой повествовательностью, которая роднит произведения Хогарта с романами Генри Филдинга. Например, в первой композиции сюиты детально изображена утренняя жизнь лондонского района Ковент-Гарден: это и горожане, пирующие в кофейне Тома Кинга, и прихожанка, спешащая на мессу в церковь Святого Павла и другие подробности из жизни Лондона - города, ставшего для Хогарта неиссякаемым источником вдохновения подобно тому, как великие скульпторы прошлого вдохновляют современных художников. Об этом свидетельствует одна из самых знаменитых иллюстраций к трактату «Анализ красоты» - гравюра «Двор скульптора» (1753). Хогарт изобразил двор Джона Чира близ Гайд-парка, заполненный легендарными скульптурами прошлого, среди которых – Лаокоон, Геркулес Фарнезский и Венера Медицейская.

Основная часть произведений, представленных на выставке, находилась в коллекции московского знатока и собирателя графики Николая Васильевича Баснина (1843—1918). В 1918 году наследники Н.В. Баснина передали Румянцевскому музею завещанное коллекционером собрание — 8000 гравюр ведущих европейских школ. Гравюры британской школы насчитывали около 650 листов и включали 63 подлинных отпечатка Хогарта.

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» позволит зрителю не только познакомиться с графическим наследием художника, но и погрузиться в атмосферу британского искусства XVIII века. К открытию выставки подготовлен каталог, в который вошли лучшие гравюры мастера из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!