Выставки / Художник Фёдор Федоровский (1883–1955). Легенда Большого театра

Художник Фёдор Федоровский (1883–1955). Легенда Большого театра
Фёдор Федоровский
Москва, Крымский Вал, залы 80-82
09.04.2014 - 03.08.2014
Имя Фёдора Фёдоровича Федоровского представляет целую эпоху в истории Большого театра наравне с именами М.И.Петипа, Ф.И.Шаляпина, А.В.Неждановой и Б.А.Покровского. При жизни Федоровский пользовался редкой для театрального художника славой, однако в последние десятилетия он известен лишь специалистам. Первую монографическую выставку мастера Третьяковская галерея представляет совместно с Музеем Большого театра и Театральным музеем им. А.А.Бахрушина. Вслед за показом произведений художников круга С.П.Дягилева, Н.С.Гончаровой, К.А.Коровина, А.Я.Головина проект продолжает серию экспозиций, раскрывающих новаторские тенденции в декорационном искусстве первой половины XX века.

С образцами искусства Федоровского знакомы почти все: он автор модели рубиновых звезд на башнях Московского Кремля; оперы "Борис Годунов" и "Царская невеста" до сих пор идут в Большом театре в его сценографии; с 1935 по 2005 год многие поколения зрителей главного театра страны любовались двумя версиями знаменитого красно-золотого занавеса, выполненными по эскизам мастера. Но основной пласт его творчества неизвестен широкой публике. Цель выставки – познакомить посетителей с лучшими образцами театрально-декорационного искусства первой половины XX века в исполнении художника – легенды Большого театра.

Традиции русской живописи рубежа XIX–XX веков Федоровский воспринял от своих учителей на декоративном отделении Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища – К.А.Коровина и М.А.Врубеля. В 1910–1920-х годах, совмещая работу в театре с преподаванием во ВХУТЕМАСе, он активно экспериментировал с разнообразными течениями и направлениями в изобразительном искусстве.

Открывают экспозицию образцы оформления Федоровским русских и европейских опер и балетов. Это эскизы и проекты сценографии для московского Оперного театра Зимина (1907–1917), для антреприз С.П.Дягилева (1913–1914), для Театра Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1917–1920, бывшего Оперного театра Зимина). Здесь же представлены произведения первого десятилетия работы в Государственном Большом театре. В Большой театр Федоровский был приглашен заведующим художественно-постановочной частью в 1921 году и проработал там более 30 лет, из них почти четверть века – в должности главного художника. Яркие, оптимистичные и жизнеутверждающие эскизы к "Кармен" (1922), изысканно-графичные, как средневековые миниатюры, эскизы к "Фаусту" (1924), иронично-гротескные эскизы к "Нюрнбергским мейстерзингерам" (1929) стали вершинами раннего творчества мастера.

В следующих залах представлены произведения 1930–1950-х годов. В этот период Федоровский полностью посвятил себя оформлению русской музыкальной классики, обращение к которой давало ему возможность работать над героико-эпическими темами. Постановки русских опер в его оформлении – "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Садко", "Псковитянка", "Царская невеста" – на долгие годы стали визитной карточкой не только Большого театра, но и всего советского театрального искусства. Многие спектакли оформлялись художником неоднократно в разные годы, и на выставке можно проследить творческую эволюцию мастера.

Эскизы, сценические костюмы и реквизит демонстрируют основной метод работы Федоровского над широким диапазоном исторических и культурных сюжетов – стилизацию. Мастер вводит наиболее характерные, узнаваемые детали в современную интерпретацию, что позволяет создавать соответствующий своему времени убедительный образ, избегая прямой исторической и этнографической реконструкции.

Сочиняя и воплощая общую атмосферу спектакля, Федоровский развивал живописно-объемное направление в искусстве сценографии. Ученик знаменитых архитекторов Ф.О.Шехтеля и И.В.Жолтовского, с 1918 года на протяжении 30 лет Федоровский оформлял главные торжественные мероприятия на Красной площади и в Большом театре. Работая с пространством сцены, он уделял большое внимание сорасположению объемов декораций, художественной композиции мизансцен, учитывал архитектурно-пластические законы в построение костюмов.

В сценографии одновременно проявлялся живописный талант Федоровского. Высокая культура цвета выражалась в уместном использовании ярких, выразительных красок, в построении общего колористического решения спектакля на идеально выверенном балансе цветов и их оттенков, в деликатности обращения с живописными качествами золота и серебра.

Для решения поставленных Федоровским задач в Большом театре были организованы макетная мастерская, химико-красильная лаборатория, бутафорский и прядильный цеха. В 1918 по его инициативе был создан музей Большого театра для сохранения эскизов и лучших образцов готовых костюмов и бутафории, на которых могли бы учиться молодые мастера. Художник передал музею большое количество своих работ, преимущественно 1933–1943 годов.

В Третьяковской галерее наследие Федоровского является частью уникального для классического музея фонда "Сценография и кинодекорационное искусство", организованного в 1984 году. В фонде собраны произведения, созданные на протяжении XX века, когда работа художников в театре, кино и мультипликации стала профессиональной, а эскизы к спектаклям и фильмам были выделены в самостоятельный жанр станкового творчества.

В экспозицию вошло более 150 произведений Ф.Ф.Федоровского: эскизы декораций, костюмов и гримов; подлинные костюмы и макет занавеса сцены Большого театра, выполненные по рисункам художника. Многообразие жанров даст возможность зрителю представить драматургию спектаклей, в которых музыкальные образы сопровождались активным и гармоничным, созданным с безупречным художественным вкусом изобразительным рядом. Этой же цели подчинена и организация экспозиции: конструирование сценического пространства с подиумом и кулисами, уподобление парапета верхних залов выставки театральной ложе, а также использование цвета охры в выкраске стен и ткани малинового цвета с эффектом бархата. Такое экспозиционное решение воссоздает атмосферу Большого театра, позволяя в полной мере пережить эмоции, заложенные в работах Федоровского.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!