Выставки / Матвей Добров (1877–1958). Забытый классик

Матвей Добров (1877–1958). Забытый классик
Матвей Добров
Москва, Третьяковская галерея, Крымский Вал, 10, залы 21–22
20.03.2014 - 25.05.2014
Художественное наследие Матвея Алексеевича Доброва, мастера гравюры по металлу, стало классикой русской графики первой половины XX века. Московская школа офорта так же неразрывно связана с именем Доброва, как школа ксилографии – с именем Фаворского.

Выставка позволяет зрителю познакомиться с автором одних из самых изящных, технически безупречных гравюр, отличающихся исключительной культурой отношения к форме, линии и цвету. На протяжении жизни Матвей Алексеевич сознательно оставался в стороне от поисков остросовременных выразительных средств и тем, отдавая дань традиции реализма и камерным лирическим мотивам. Поэтому, несмотря на то что с 1910-х годов Добров участвовал во многих выставках художественных объединений, в том числе Московского товарищества художников, общества "Жар-цвет", Товарищества независимых, Московского салона, Ассоциации графиков, объединения "Маковец", во всесоюзных и зарубежных экспозициях 1930–1950-х годов, во второй половине XX века его "тихое искусство" оказалось практически забыто.

В ранних работах Доброва прослеживается увлечение модерном и символизмом, однако главным, наиболее органичным для художника было реалистическое направление, связанное с традициями московской школы.

Творчество Доброва сочетает в себе камерность и лиричность станковой графики с точностью научного рисования. В таком соединении выражается своеобразие мироощущения автора: он воспринимал окружающее одновременно как художник и как естествоиспытатель. Взаимопроникновение искусства и науки определили во многом его творческую биографию.

С юности Матвей Алексеевич Добров интересовался ботаникой, позже он отучился два курса на физико-математическом факультете Московского университета. Художественное образование начал в 1900 году в школе рисования и живописи К.Ф.Юона и О.И.Дудина, затем поступил на отделение живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился с 1901 по 1906 год у К.А.Коровина, В.А.Серова, А.С.Степанова.

Добров увлекся искусством гравюры в детские годы, получив на день рождения в подарок от отца, крупного московского врача и мецената, монографию об офортах Рембрандта. Но осуществить свою мечту стать офортистом ему удалось только в 1908 году в Париже, куда по совету К.Ф.Юона он отправился обучаться гравированию в мастерской известной русской художницы Е.С.Кругликовой. Жизнь Доброва в Париже была наполнена разнообразными занятиями, интересами и впечатлениями: он посещал Академию Ф. Коларосси, где рисовал и гравировал ню с натуры, прослушал курс лекций по египтологии в Лувре, увлекся творчеством Айседоры Дункан.

В начале 1910-х годов в Москве Добров смог организовать собственную мастерскую и заново гравировал свои лучшие парижские офорты, в том числе "Памятник Вольтеру" (1911, ГТГ) и "Фонтан Карпо" (1912, ГТГ). Он также создал ряд новых гравюр, среди которых выполненная по луврским зарисовкам "Египетская статуэтка" (1917, ГТГ) – пример использования художником техники меццо-тинто, популярной в России в XVIII – первой половине XIX века, но затем забытой.

С конца 1910-х Добров обратился к теме национального пейзажа. В 1919 году появляются его первые офорты из серии "Мотивы Подмосковья", над которой он работал до конца жизни. В 1920-е, оставшись без офортного станка, Матвей Алексеевич много рисовал. Прекрасным образцом работы тушью с использованием гусиного и тростникового перьев является серия рисунков, исполненных в 1925 году в Алабино – "Деревья у пруда. Алабино", "Дуб. Алабино" (оба – ГТГ) и другие.

На протяжении всей жизни художника привлекала анималистика. Изображения животных и птиц появлялись в композициях, навеянных впечатлениями от парижского зоопарка (серия "Птицы", 1911–1912, ГТГ, ГМИИ; "Зебры", 1915, ГТГ), в пейзажных этюдах ("Пейзаж с лошадью. Переславль-Залесский", 1927, частное собрание), в серии больших гравюр "Скачки" (1934–1937, ГТГ, частное собрание).

При работе над произведениями на бытовые сюжеты Добров стремился к документальной точности, но созданные им своеобразные "семейные хроники" неизменно окрашены личным отношением к их участникам ("Спящая Соня", 1910, частное собрание; "Отдых", 1928, ГТГ; "Бабушка и внучка",1931, "За шитьем. Калуга", 1936, обе – частное собрание).


В 1934–1936 годах Добров возглавлял Офортную студию им. И.И. Нивинского, где у него появилась возможность создавать большеформатные офорты, ставшие образцами блестящего технического мастерства: "Рыболовы на Москве-реке", "Оленеводческий совхоз" (оба – частное собрание), "Ремонт сельскохозяйственных орудий в колхозе", "Немцы покидают Калугу" (оба – ГТГ).

Помимо художественного творчества Добров реализовывал себя в педагогике: преподавал в разное время в Государственной школе печатного дела при Первой Образцовой типографии, на кафедре рисования для студентов геологов, ботаников и географов в МГУ, в Московском полиграфическом институте. С 1935 года и до конца жизни Матвей Алексеевич руководил мастерской офорта на графическом факультете Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова. Он стремился увлечь студентов искусством гравюры на металле, хотя понимал, что эта техника не была популярна из-за трудоемкости и сложности работы.

Представленные на выставке работы иллюстрируют весь диапазон тем и сюжетов, все многообразие техник, которыми владел мастер: от карандашного рисунка до экспериментов в технике офорта. В экспозицию включены более 100 произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и из коллекции потомков художника.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!