Выставки / Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века

Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века
Й.Х.Л.Мейер, Й.Ф.Хоппенбрауерс, Б.К.Куккук, Л.Х.Фрикке, А.Схелфхаут, Д.Й.Блес, В.Мол, К.Спрингер, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, О.А.Кипренский, Я.А.Круземан, И.К.Айвазовский, В.А.Тропинин, М.И.Лебедев, А.Г.Венецианов, П.Федотов, С.Ф.Щедрин и др.
Москва, Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 3-й этаж
07.11.2013 - 12.01.2014
На выставке экспонируются виртуозно исполненные портреты кисти Я.А.Круземана, а также О.А.Кипренского и В.А.Тропинина, цветочные натюрморты Г.Я.Й. ван Оса и Ф.Г.Торопова, "марины" Р.А. ван Ханена, Й.Х.Л.Мейера и ранние работы И.К.Айвазовского, лесные пейзажи наиболее значительного художника этого времени Б.К.Куккука и тонкие и лиричные виды итальянской природы, исполненные А.А.Ивановым и М.И.Лебедевым.

На выставке преобладает характерная для романтизма ландшафтная живопись. Голландские и русские художники этого времени активно путешествовали, стремясь совершенствовать свое мастерство в других странах – в Италии (К.П.Брюллов, А.А.Иванов, О.А.Кипренский, К.Круземан и др.), во Франции (Д.Й.Блес, В.Мол, К.Спрингер), в Германии (Б.К.Куккук, Л.Х.Фрикке), демонстрируя в своем творчестве тесную связь с европейскими школами.

Наряду с итальянскими видами, исполненными голландскими и русскими художниками, на выставке представлены ведуты, городские и сельские пейзажи. Характерно, что в голландской живописи распространены зимние пейзажи. В экспозиции это – "Зимний пейзаж" (1837) кисти Б.К.Куккука, "Зимний день на голландском побережье" (1849) Й.Х.Л.Мейера и Й.Ф.Хоппенбрауерса, "Катание на коньках вблизи голландского города" (1857) А.Схелфхаута. В русском искусстве первой половины XIX века подобная тема почти отсутствует.

Близость Харлема к Северному морю определяла выбор сюжетов местных художников. Песчаные дюны, морской залив – излюбленные мотивы их морских пейзажей. В эпоху романтизма традиционные ранее жанровые сцены, связанные с морем – морские прогулки, ловля рыбы, – уступили место изображению драматических событий, сильных эмоций. Шторм, кораблекрушение, гибель людей – темы, преобладавшие в маринистике эпохи, также представлены в экспозиции.

Харлемские мастера продолжали традиции выдающихся художников-портретистов (в Харлеме провел последние годы жизни выдающийся мастер портрета Ф. Халс). Однако в XIX веке традиция группового портрета была практически утрачена. В эпоху романтизма главным объектом внимания живописцев стала отдельная личность. В состав выставки включены мастерски исполненные портреты кисти Я.А.Круземана. В то время как голландский раздел выставки станет первым знакомством зрителя с этим искусством, то русская часть экспозиции представлена хрестоматийно известными произведениями главных художников эпохи – К.П.Брюллова, А.Г.Венецианова, М.Н.Воробьёва, А.А.Иванова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, П.А.Федотова, Силв.Ф.Щедрина и других.

Сопоставительный показ живописи России и Нидерландов первой половины XIX века, так же как и ретроспектива одного из основоположников абстрактного искусства – Пита Мондриана, представленная на Крымском Валу рядом с основной экспозицией шедевров русского авангарда, дают уникальную возможность сравнительного восприятия истории искусства, осознания места русской культуры в европейском культурном пространстве.

После демонстрации в Москве выставка "Больше чем романтизм…" переедет в Харлем в Музей Тейлера. Диалог произведений русской и голландской живописи послужит лучшему пониманию особенностей культуры каждого народа.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!