Выставки / Художник и время. Рисунок XVIII века

Художник и время. Рисунок XVIII века
Ж-Ж. Авриль, Дж. Кваренги, Ж-Ф. Том де Томон, Ч. Камерон, П. Гонзага, Г-Ф. Дуайен, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, А.П. Лосенко, М.И. Козловский, И.Ф. Тупылев, С.Ф. Щедрин, М.М. Иванов, Ф.Я. Алексеева, Ф.М. Матвеев, А.Е. Мартынов и др.
Москва, Лаврушинский переулок, 10
24.04.2015 - 04.10.2015
Выставка "Рисунок XVIII века" открывает цикл экспозиций "Художник и время", посвященный истории русского графического искусства XVIII – начала ХХ века, и позволяет проследить процесс формирования русской рисовальной школы.

Несколько разделов экспозиции охватывают все основные аспекты становления русского рисунка. Анфилада залов графики встречает зрителей историей зарождения жанров.

Самым популярным из них в XVIII веке в России был портрет. Его расцвет в графике связан с именами приезжих пастелистов – И. Барду, И.-Г. Шмидта и др. Широкое распространение получила портретная миниатюра, к которой обращались не только европейские, но и выдающиеся русские мастера – Г.И. Скородумов, В.Л. Боровиковский.

Следующие залы знакомят с эволюцией пейзажа: трансформацией классицистического пейзажа, выделением батального жанра, популяризацией "документальных" зарисовок, выполненных в путешествиях и экспедициях. В работах С.Ф. Щедрина, М.М. Иванова, Ф.Я. Алексеева, Ф.М. Матвеева, А.Е. Мартынова представлено все многообразие пейзажей: видовой, городской, усадебный.

Незадолго до открытия выставки одна из работ этого раздела получила новую атрибуцию. Было уточнено название рисунка тушью И.А. Акимова (1789), ранее фигурировавшего в каталогах как "Сцена из античной жизни". Удалось установить, что в основу композиции легла гравюра Ж.-Ж. Авриля (1789) по картине Ж.-Ж.-Ф. Ле Барбье "Пенелопа и Улисс, отправляющиеся из Спарты на Итаку (Стыдливость)".

Выставка воссоздает картину взаимодействия отечественного и западноевропейского искусства. Отдельно экспонируются работы иностранных мастеров, чьи имена тесно связаны с русской культурой: знаменитых архитекторов Дж. Кваренги, Ж.-Ф. Тома де Томона, Ч. Камерона, декоратора П. Гонзага, – демонстрирующие виртуозное мастерство рисовальщиков.

Несомненный интерес представляют работы преподавателей и учеников учрежденной в 1757 году Академии художеств; среди них – рисунки Г.-Ф. Дуайена, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, А.П. Лосенко, М.И. Козловского.

Логичным продолжением темы являются ученические штудии, копии работ старых мастеров, зарисовки с античных памятников, произведения, привезенные из пенсионерских поездок. Среди работ русских художников, связанных с первыми десятилетиями деятельности Академии художеств, привлекает внимание рисунок И.Ф. Тупылева "Избиение младенцев" (1783), прошедший недавно серьезную реставрацию.

Интересные и неожиданные грани рисовальной культуры открываются в произведениях неизвестных художников, чьи работы составляют значительную часть графического наследия эпохи. По своему разнообразию и высокому художественному качеству эти произведения существенно дополняют и обогащают историю русского искусства XVIII века. Многие из них были отреставрированы специально к выставке, некоторые демонстрируются впервые.

Экспозиция дает представление об истории рисунка от его зарождения в эпоху Петра I и до конца правления Екатерины II и позволяет увидеть все многообразие и красоту техник, популярных у мастеров XVIII столетия: пастель, акварель, перовой рисунок, рисунок карандашом, углем и сангиной.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!