Художники / Павлов Николай Александрович

Родился 30.11.1899 в Саратове.
Окончил Боголюбовское рисовальное училище.
Окончил Ленинградский Высший художественно-технический институт (Академию художеств).
В 1933-1941 преподавал во Всероссийской Академии Художеств.
В 1945-1951 преподавал в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.

Для увековечения подвига ленинградцев во время блокады многое сделали участники этих событий – художники, пережившие тяжелые испытания и создавшие произведения, по праву ставшие достоянием отечественного искусства. Среди них – видный гравер и рисовальщик, профессор Николай Александрович Павлов (1899 – 1968), творчество которого сыграло заметную роль в становлении ленинградской графической школы, способствовало многообразию ее поисков и развитию классической направленности.
Свое образование Н.А.Павлов завершил в середине 1920-х годов. Уроженец Саратова, он учился в Боголюбовском рисовальном училище, потом в Государственных свободных художественных мастерских у П.С.Уткина, а в начале 1920-х годов переехал в Петроград и поступил в Высший художественно-технический институт – бывшую Академию художеств. Павлов занимался у замечательных графиков Д.И.Митрохина и В.М.Конашевича, но основным его наставником стала Е.С.Кругликова – крупнейший мастер гравюры и эстампа в нашей стране, до этого пользующаяся известностью во Франции. В Париже Кругликова вела успешную художественную и преподавательскую деятельность, имела много учеников, в их числе – Дюнуайе де Сегонзака – позднее одного из блестящих представителей европейской графики.
Под руководством Кругликовой молодой Павлов приобщился к сложному искусству офорта и освоил не только технику травленого штриха, но и акватинту, мягкий лак, черную манеру и сухую иглу. Дипломной работой Николая Александровича стала серия листов «Десять лет Советской власти в ее типических проявлениях». Лозунговое звучание темы было присуще тому времени, но произведения молодого автора не укладывались в плакатность названия цикла и свидетельствовали об основательном знании жизни и о художественной культуре изображения.
Характерный пример этому – офорт «Киносъемка на фабрике «Совкино» (1928). Художник представил сложную многофигурную композицию в съемочном павильоне, пронизанном яркими потоками света «юпитеров». выразительны фигуры осветителей, оператора, режиссера, артистов, декораторов и рабочих. Во всем этом ощущается и некая повседневность, и определенная романтика труда той славной поры, когда зарождалось отечественное киноискусство. Сейчас даже трудно себе представить, насколько актуально воспринималась в те годы тема, избранная молодым художником. В настоящее время наблюдается избыток киноинформации, а в 1920-е годы ее не хватало, и потому все новости ее хроникального или образного изображения звучали свежо, необычно и остро.
О дальнейшей направленности творчества Николая Павлова дают представление последовавшие за этим циклом большие листы эстампов, выполненные в технике гравюры на металле: «Постройка лесовоза» (1932), «На Октябрьском (Московском) вокзале в Ленинграде» (1931), «Ленинградский судостроительный» (1935). Особенно стоит отметить офорт «Тяжеловозы» (1933). В движениях возчиков-рабочих и их могучих лошадей ярко выражена динамика и напряжение работы. По своей образности эта гравюра может соперничать со знаменитыми в европейской графике эстампами Ф.Брэнгвина и Э.Шаина, передающими романтику труда. Энергично награвированные офорты «Спуск лесовоза», «На полевом стане» подтверждают, что на этом этапе тема труда стала для художника одной из главных.
Павлов обогатил ряд гравюр и литографий введением цвета и способствовал становлению техники цветного эстампа. Первоначально используя несколько красок в офорте, он начал применять их в литографиях (пейзажи «Летний сад», «Исаакиевская площадь», «На Дворцовой»). В них не только оригинально разработаны петербургские мотивы, но и отмечены приметы жизни и городского быта 1930-х годов.
Сложное тональное построение и колоризм были свойственны не только его произведениям бытового жанра и пейзажа, но и портретам. К лучшим советским эстампам следует отнести цветную литографию «С.М.Киров». этот портрет создает впечатление острой зарисовки с натуры. Напряженный психологизм образа усиливается энергичной манерой исполнения, придающей особую правдивость и достоверность изображению человека.
Живописностью штриха отличается широко известный эстамп «А.С.Пушкин в книжной лавке А.Ф.Смирдина», вошедший во многие литературоведческие и альбомные издания начиная с середины 1930-х годов и до наших дней. Образ великого русского поэта и его эпоха представлены в десятках листов Павлова. Один из самых впечатляющих портретов поэта был создан в год, когда вся страна отмечала столетие со дня его кончины. Этот офорт удивительно виртуозно выгравирован. Пушкин показан сидящим, с тростью и письмом в руках, на его лице – раздумье и тень легкой печали.
Значительное место в творчестве Николая Алексеевича занимали портреты художников – его современников. Какая славная плеяда больших мастеров русского искусства предстает перед нами ! Патриарх отечественной скульптуры Александр Терентьевич Матвеев, выпестовавший целую школу ваятелей. замечательный живописец и педагог Александр Александрович Осмеркин, чудесный художник, наставник нескольких поколений живописцев Александр Иванович Савинов… Трудно даже назвать наиболее удачные из них. Портреты создавались на основе натурных рисунков, большинство выполнено в технике сухой иглы, позволяющей сохранить прелесть и непосредственность живого впечатления. К этому же циклу относятся изображения тех, с кем рядом работал и преподавал Павлов в графической мастерской Академии художеств. Например, портрет выдающегося советского графика К.И.Рудакова. в этой маленькой литографии тонко подмечены черты удивительной скромности, мудрости и прозорливости человека.
Говоря о жанре портрета в творчестве Павлова, следует упомянуть и о том, что не было переведено в форму и осталось на стадии простого рисунка графитным карандашом. Таково изображение великого русского гравера Е.С.Кругликовой. художнику во многом помогло то, что он был знаком с Елизаветой Сергеевной на протяжении многих лет и не мог не передать столь присущей ей высокой одухотворенности. Широко известны портреты Кругликовой работы М.В.Нестерова, но Павлов не повторяет найденное в них, а дополняет трактовку ее образа, увиденного по-своему. Об уровне исполнения этого рисунка свидетельствует то, что Елизавета Сергеевна поставила под ним свой автограф. Этот портрет оказался последним изображением Кругликовой, умершей спустя год.
Вместе с другими художниками Павлов много и активно работал в осажденном Ленинграде: бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота. Портреты героев-летчиков, моряков экипажа гвардейского эскадренного миноносца «Стойкий» предстают перед нами страницами героической летописи обороны города. Рядом с ними – зарисовки тяжелого блокадного быта ленинградцев: «Уборка снега», «За водой». В одном из своих офортов художник запечатлел драматическое событие – «Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года» , положившее начало голоду в городе, когда сгорели основные запасы продовольствия. Об ужасах войны напоминает и другая гравюра – «Квартира после артиллерийского обстрела» (1941). Незабываемые впечатления блокадных лет сохранены в серии рисунков, посвященных памятникам скульптуры.
Интересны портретные произведения Павлова, относящиеся к послевоенному периоду. Среди них – большая историческая композиция «А.С.Пушкин на даче А.О.Смирновой-Россет», в которой показаны также Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский, И.А.Крылов. К этому же жанру относятся и более ранние листы – «Портрет Уистлера», «За самоваром Отто Нагель с супругой». Чаще всего внимание художника привлекали изображения современников, например, запоминающийся облик живописцев И.А.Владимирова и С.Г.Невельштейна. лиричны портреты жены и сына художника. Тонкий артистизм, глубина переживаний отмечают «Портрет И.П.Дервиз» - один из лучших рисунков русской графики 1950-х годов. В нем чувствуется связь с классическим наследием и, вместе с тем, особая проникновенность и напряженность, присущие искусству середины трагического двадцатого века.
Творчество Н.А.Павлова продемонстрировало лучшие традиции петербургской-ленинградской художественной культуры. Говоря о ней, ученик Павлова, народный художник России, академик В.А.Ветрогонский справедливо отметил: «Это перекличка времен, напоминание о людях сильных, убежденных, преисполненных чувством долга перед Родиной и ее искусством».

Степанов В. С.