Художники / Галимов Азат Хаизович

Галимов Азат Хаизович
Санкт-Петербург, Россия

Всего произведений: 104

Просмотров: 247741

Родился в 1958 году.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
В 1986 году закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, ныне СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. 
Член Санкт-Петербургского Отделения Союза Художников России, секции живописи. В 2007 включен в каталог «Лучшие художники России».

"Изменяющееся постоянство живописи Азата Галимова".
Живописец Азат Галимов принадлежит к тому поколению петербургских художников, начало активной творческой деятельности которых совпало со временем политических преобразований в нашем государстве. Изменения коснулись всех сфер жизни, включая искусство. Декларированная свобода самовыражения кружила головы. Тем удивительнее постоянство художника в следовании по однажды избранному пути.
Первые годы жизни Азат Галимов провел в северном городе Инта, где было немало представителей ссыльной интеллигенции, из среды которых была первая учительница рисования. Именно она в большой степени повлияла на формирование личности будущего художника. Она привила ему не только страсть к рисованию, но и любовь к городу Ленинграду, рассказы о котором оставили неизгладимый след в сознании юноши и имели судьбоносный характер, поскольку на долгие годы определили вектор его жизни. После окончания Художественно-реставрационного училища в Волжске и службы в армии Азат переехал в Ленинград (1979), где продолжил художественное образование в ЛВХПУ им. В. Мухиной (сейчас СПбГХПА им. А.Л.Штиглица).
Опираясь на традиции предшественников, представителей русской реалистической школы живописи, художник очень много работает на пленере, стремясь как можно точнее передать состояние, уловить характер и дух места, соизмеряя его со своими ощущениями и отношением к конкретной натуре. Работая с тонким ускользающим материалом натурных впечатлений, ему удается не потерять остроту видения, и не скатиться к банальности. Избежать инерции восприятия и сохранить индивидуальность и содержательность реакции ему, по-видимому, помогает то, что он периодически «меняет декорации» - много путешествует по разным уголкам мира, освежая свои впечатления, накапливая опыт натуроощущения, буквально «ощупывая» кистью окружающий мир.
Для зрелой живописи Азата Галимова характерно свободное темпераментное письмо. Энергичный пастозный мазок, основанный на подлинном владении рисунком, близок к импрессионистской технике. Налицо самобытный дар колориста, сознательно ограничивающего краски своей палитры. Колорит, как правило, очень продуман и построен на развитии сдержанной цветовой гаммы.
Если говорить о формообразовании, о пластической организации произведений, то в ранних работах отчетливо выражено графическое начало. В произведении «Летний сад» (2001) - живопись более сдержанная, более строгая, чем в поздних произведениях. В последних превалирует живописность. Они максимально приближены к состоянию натуры, к ее вибрирующей атмосфере, «температуре». В полной мере это проявлено в произведениях, написанных в Санкт-Петербурге, Венеции, Болгарии, Турции, Китае. Ощущение эмоционального единства возникает посредством передачи световоздушной среды, обнимающей весь видимый мир, придавая ему одухотворенность и цельность. Автор виртуозно оперирует движением живописных масс, балансирует на грани обобщения и предметности, стремясь соединить телесность и эфемерность. Полнокровная сочная «земная» пластика, миметически отображающая реальность, переплетается с метафорическим планом. Характерна в этом отношении работа «Остров Мармара. Танец старых олив», где прихотливо изогнутые стволы старых деревьев образуют сложную ритмику, подмеченную и заостренную автором.
Приверженец, в первую очередь, городского пейзажа, Азат Галимов с упоением пишет виды ставшего родным Петербурга: его набережные, мосты, соборы, любуясь ими в разное время года. Этим пейзажам присуща тонкость и нюансировка ощущений, проникновенность. Ряд холстов с видами города вдохновлен недавно ушедшей зимой – «Канал Грибоедова. Банковский мост. Снег…Снег…», «Стражи на канале Грибоедова. Львиный мостик», «Снег на улице Пестеля. Зима. 2010». В последней работе мы видим не только огромные сугробы, покрытые снегом крыши с опасно свисающими наледями, но и жанровый элемент – группа туристов, спешащих запечатлеть на редкость снежную питерскую зиму. Уходящая вглубь картины улица Пестеля и Пантелеймоновская церковь создают характерный силуэт города на фоне хмурого зимнего неба. Поразительно живо написан фасад дома справа и редкие автомобили, с трудом пробирающиеся по дороге. Другие в зимней спячке застыли у обочин. Обилие светлых пятен снега, контрастирует с темным серо-оливковым цветом дороги, с охристым массивом домов, что создает выразительную, эмоционально окрашенную и при этом, очень близкую к натуре композицию.
Один из любимых сюжетов – Летний сад. Кистью художника создано немало поэтических видов этого красивейшего уголка Петербурга. В работе «Поздняя осень. Летний сад» - художник противопоставляет холодный снег и жар листвы уходящей осени. Холст «Летний сад. Аврора и Ночь» написан в лучах заходящего солнца, бросающего длинные причудливые тени. И здесь документальная точность «видописи» соединяется у художника с романтической эмоциональностью.
В пейзажах русской деревни – более дробный мазок, больше лиризма и поэтичности. Некоторые работы напоминают пейзажи Василия Поленова. В холсте «Немятово. Теплый вечер» - уютные деревенские избы на бугорке, хрупкий мосток, спускающийся к искрящейся реке, у берега причален бело-голубой катер. Ощущению элегического спокойствия противопоставлена тревожность пронзительной сини отраженного в воде серо-голубого неба.
В результате постоянной работы с натурой у художника сформировался специфический характер видения. Именно в произведениях натурного плана всего заметней собственная интонация автора, которая проявляется не только в пейзажных видах, но и в «пейзажных» натюрмортах с цветами. Цветы редко представлены в виде букетов в вазах. Художник ищет непривычные точки зрения, поэтому цветы чаще изображает в виде своего рода пейзажей, взятых крупным планом, которые максимально приближены к зрителю, чтобы дать возможность рассмотреть красоту деталей. Цветы не сорваны, они в естественном окружении: среди травы, склоненные к воде, на фоне неба, ограды или стены дома («Турецкие пионы», «Дикие розы», «У садовой ограды»). Выразительно и тонко написанная работа «Среди роз» настолько чувственна, что, кажется, источает аромат.
Где бы ни был художник, что бы ни изображал, он схватывает и эмоционально передает ощущение жизни с присущей ему остротой цветового видения.

Татьяна Несветайло
искусствовед, старший научный сотрудник ГРМ, член Санкт-Петербургского Союза художников