Художники / Ермолаев Борис Николаевич

Ермолаев Борис Николаевич
Санкт-Петербург, Россия

Всего произведений: 1

Просмотров: 7575

Ермолаев Борис Николаевич (05.08.1903 - 27.08.1982)

Народный художник РСФСР
Родился в 1903 году в Петербурге в семье служащего.
В 1921 году поступил в Художественно-промышленный техникум в Демидовском переулке. Учился у В.Н. Федоровича, М.М. Авилова.
Затем продолжил образование в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (1925-1928).
Член Ленинградского Союза Художников.
Член "Общины художников" – "Цеха художников" (1923–32) в Ленинграде.
В 1927–34 работал в ленинградских изданиях, иллюстрировал детские книги.
В 1920–1930-е годы много писал индустриальные окраины Ленинграда.
В 1940–41 начал работать в Экспериментальной Литографской мастерской ЛОСХа, в коллективе художников с Н.Тырсой и К.Рудаковым.
После войны работал в Литографской мастерской с А.Капланом, В.Ведерниковым и В.Матюх.
После тяжелого ранения в 1943 году к живописи практически больше не возвращался.

Музейные собрания: Государственный Русский Музей, Государственная Третьяковская Галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Курская областная картинная галерея, Музей современного искусства Нью-Йорк, Музей истории С.Петербурга, Национальная галерея Вашингтон.

Борис Ермолаев, мало знакомый современному зрителю, необыкновенно интересный, плодотворный, свежий, оригинальный художник, обладавший прекрасным чувством цвета и особым «нетелесным» глазом. Ему удалось избежать влияния импрессионизма, кубизма, русского авангарда. Мастер нашел собственный неиссякаемый источник вдохновения - память. Она была хранилищем личных воспоминаний, богатым собранием стилей и направлений искусства, а также фильтром, через который он пропускал увиденное, не изображая, а отображая реальность.

Родился в семье служащего. Искусство влекло его с детства, а лет с четырнадцати он рисовал уже постоянно.
С 1921 по 1925 Ермолаев учился в художественно-промышленном техникуме у В.Н. Федоровича и М.И. Авилова.

После службы в армии он занимался оформительской работой и рисунком для ряда газет и журналов.

В 1928 художник устроил персональную выставку в Общине художников и стал ее членом.

Он много работал над станковым рисунком (пейзажами, портретами, уличными сценками), а на рубеже 1920-х и 1930-х обратился к живописи. Ермолаев занимался «чистой» живописью в течение одного десятилетия - в 1930-е. Его искусство опирается на живые впечатления от окружающей художника жизни и одновременно художник обращается к языку условных пластических форм, близкому народному искусству и примитиву. Оказал воздействие на Ермолаева в чисто живописном плане и Нико Пиросманащвили, чьи работы он видел на выставке в ГРМ в 1930. На протяжении всего своего творческого пути Ермолаев сохранил ясный и спокойный взгляд на человека и природу, оптимистическое приятие жизни, умение разглядеть за мелочами повседневного быта картину бытия, вечных ценностей жизни.

Уже первые его живописные работы - фигурные композиции - отмечены чувством монументальности формы («ДЕВОЧКА В ЖЕЛТОЙ ШУБКЕ», 1930; «ДЕВУШКА С ГИТАРОЙ»; «ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ», 1931; «ЧАСОВОЙ», 1932; «КОМСОСТАВ», 1934; «УЧЕНИЕ КРАСНОФЛОТЦЕВ», 1934). В середине 1930-х «морская» тема вытесняется у Ермолаева пейзажем. Используя натурные зарисовки, художник в ставшей для него основной в 1935-1936 зеленоватой, вуалирующей цвет тональности писал улицы промышленных кварталов, оживленные фигурками прохожих и машинами. В той же коричневато-зеленой гамме написаны и уличные сценки: продажа овощей, лотошники, разгрузка картофеля. Как и в пейзажах, здесь ощущается присущее целым этапам творчества Ермолаева (и не только в живописи) простодушие в выборе тем - «ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ», 1935; «НА ПРОСПЕКТЕ СТАЧЕК», 1935; «ПРОДАЖА ОВОЩЕЙ», 1936). В 1936-1937 Ермолаев впервые приехал на юг, где яркие краски трансформировали его палитру. Возникли две серии холстов, как всегда у Ермолаева небольших по размеру, посвященных станице Аксайской близ Ростова-на-Дону и Бердичеву. Чистота красных, синих, лимонно-желтых цветов, доминирующих в аксайских пейзажах, почти лубочная трактовка домиков с крылечками и высокими крышами, перед которыми, откровенно позируя, располагаются «на авансцене» станичники, фронтальная плоскостность композиции свидетельствуют о намеренном обращении художника к традициям подлинно народного искусства «ЖЕЛТЫЙ ДОМИК», 1937; «ЧАЕПИТИЕ НА БАЛКОНЕ», 1937.

В 1939-1948 художник пытался отыскать новые для себя творческие пути. Им был написан - плотно и ярко - ряд сельских пейзажей и портретов, в которых явно ощущается воздействие искусства Ван Гога. Великая Отечественная война прервала работу художника. После тяжелого ранения и возвращения с фронта Ермолаев работал над акварелями, позднее использовал цветные карандаши. Он писал не с натуры, а по памяти и небольшим наброскам. Однако основной для художника в этот период творчества являлась цветная литография, первоклассным мастером которой и стал Ермолаев в 1950-1970-х (циклы «Деревня», «Русские девушки», «Юность», «Подруги», «Семья», «Материнство», «Символы жизни»). В своей графике художник не только сохранил, но и значительно развил лучшие качества своего искусства - цельность и оптимизм в мироощущении, убежденность в возможности гармонии между человеком и окружающим его миром, стремление довести до сердца зрителя веру в красоту труда, любви, дружбы. Все это позволяет считать Ермолаева одним из значительных мастеров искусства Ленинграда-Петербурга, сочетающим в своем творчестве характерные черты строгости, ясности и восприимчивости к красоте мира.