Художники / Французов Борис Фёдорович

Борис Фёдорович Французов родился 5 февраля 1940 года в городе Камешково Владимирской области.
В 1959 году окончил Мстёрскую художественную школу, в 1970 году — Московское высшее художественно-промышленное училище.
Член Союза художников СССР с 1971 года.
Заслуженный художник РСФСР с 1986 года.
Лауреат областной премии в области культуры, литературы и искусства 1992 года. Удостоен Диплома Академии художеств.
Обладатель Гран-при и медали на VII международной триеннале графики в Таллине, Лауреат премии на XVII международной биеннале графики в Любляне, лауреат премии биеннале европейской графики в Варне. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, других художественных галереях России, в зарубежных собраниях.
Умер во Владимире 12 марта 1993 года от тяжёлой болезни сердца.
26 августа 2011 года во Владимире на доме 4/6 по улице Большая Московская установлена мемориальная доска памяти художника.

Заслуженный художник России Борис Федорович Французов прекрасно владел техникой офорта, и не многие современные графики могли сравниться с ним в этом искусстве. Современные искусствоведы отводят ему место в ряду классиков, определивших важнейшие пути развития русского искусства – А. Г. Венецианова, А. А. Иванова, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова.
Родился Б.Ф. Французов 5 февраля 1940 года в городе Камешково Владимирской области. В раннем детстве остался круглым сиротой. До 14-и лет рос в доме родителей погибшего на фронте отца в деревне Зауечье Камешковского района, которую считал своей малой Родиной. Кажется, уже с самого детства в нём жил художник. Удивительно, но всё ладилось будто само собой, Борис поступил в художественную школу во Мстёре (ныне профессионально-техническое училище), где учится на художника-миниатюриста. Но неожиданно появился интерес к живописи, и Французов вернулся в родной город Камешково, устроился художником на фабрику им. Свердлова. Первые профессиональные обязанности – лозунги, плакаты, оформление стендов – не давали творческого удовлетворения, но позволяли добиться самостоятельности. Мечтая о вузе, Борис поступил в школу рабочей молодёжи и ездил два – три раза в неделю во Владимир в изостудию, работавшую при Доме культуры.
Французов усердием и увлечённостью правил собственный путь в искусстве. К тому времени ему пророчили карьеру живописца, но вдруг он обратился к графике. Неожиданное увлечение привело к стремительному росту: он участвовал в выставках, стал кандидатом в Союзе художников, поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова).
Он вернулся во Владимир, где возглавил секцию графики. Талант художника, личное обаяние, качества лидера Бориса Федоровича Французова сыграли большую роль: «владимирская графика» вышла на твёрдую дорогу признания, о ней говорят, пишут, как и о получившей ранее известной «владимирской живописи».
Двери его мастерской всегда были открыты, замок запирался лишь когда хозяин отправлялся на этюды в родное Зауечье. Коллеги-художники, просто знакомые иногда и случайные люди оказывались участниками некоего общего процесса, в котором профессиональная работа органично сочеталась с обсуждением самых общих вопросов культуры, истории, миропонимания. Кто-то из совсем юных делал здесь первые шаги в искусстве, кто-то «доучивался», совершенствуя полученное в учебных заведениях мастерство. Французов, иногда ироничный, порой жёсткий в оценках, всегда принципиальный умел каждому найти нужные слова, увлечь – прежде всего собственным примером – творчеством.
Неиссякаемым источником вдохновения была для Французова родная деревня. Кажется невероятным, что множество разнообразнейших мотивов, претворённых в работы мастера, было открыто им на небольшом пространстве неброской равнины, раскинувшейся по берегам мелковатой речки Уечьки. Точный, острый глаз художника, а ещё более – сыновья привязанность к родной земле, любование каждой малейшей частью скромного и великого в своём долготерпении деревенского мира, переживание всех его невзгод, понимание себя как неотрывной части народа, глубокое ощущение историчности всех жизненных процессов – это и позволило мастеру раскрыть через пейзажи одного небольшого уголка всю сложность и красоту русской жизни.
«Мир, в котором мы живём, – прекрасен. Прекрасно всё: люди, громадная скульптура поверхности Земли, ветер, трава, вода, смена времён года – всё, всё.. Но самое прекрасное и загадочное – свет, который везде, и в нас тоже» – так объяснил сам автор природу просветлённости своего творчества. И видимой, когда зрителю открываются в сплетениях офортного штриха красота тональных переходов, за которой почти физически ощущается полноцветность натуры. И внутренней, вырастающей из духовного смысла