Художники / Тапиес Антони

Антони Тапиес (13 декабря 1923, Барселона - 6 февраля 2012, Барселона) - каталонский живописец, график, скульптор, один из виднейших мастеров мирового искусства второй половины XX века.

1950 стипендия от французского правительства, провел один год в Париже, Франция.
1951 премия Академии Бреве, Барселона, Испания.
1958 I премия Институт Карнеги, Питсбург, Пенсильвания.
1964 премия Гуггенхайма, Нью-Йорк, США.
1972 премия Рубенса, Зиген, Германия.
1979 почетный член Академии художеств в Берлине.
1983 золотая медаль от Каталонского правительства, Испания.
1983 офицер Ордена Искусств и литературы.
1990 премия принца Астурийского.
1990 Императорская Премия, Япония.
1992 член Королевской Академии искусств, Лондон, Великобритания.
1992 член Академии искусств и наук, Кембридж, Массачусетс.
1996 Крест Ордена Св. Иакова (Орден Сантьяго), Португалия.
1998 Почетный доктор Академии изящных искусств, Будапешт, Венгрия.
2003 Премия Веласкеса, премия Министерства культуры Испании.
2003 Почетный доктор Университета Комплутенсе, Мадрид.
2003 командор ордена Почетного легиона, Франция.
9 апреля 2010 король Испании Хуан Карлос I пожаловал Тапиесу титул маркиза.

Музейные коллекции:
Музей искусств Кливленда, Кливленд, Огайо
Музей изобразительных искусств, Бильбао, Испания
Музей Штеделя, Франкфурт, Германия
Национальные Галереи Шотландии, Эдинбург, Шотландия
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Музей и сад скульптур Хиршхорна, Вашингтон, округ Колумбия
Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания
Чикагский институт искусств, Чикаго, Иллинойс
Художественный музей, Уичито, Канзас
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Национальный музей Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания
Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, Калифорния
Национальный музей искусства Каталонии, Барселона, Испания
Музей современного искусства Барселоны, Барселона, Испания
Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес, Аргентина
Музей современного искусства, Тренто, Италия
Художественный музей, Индианаполис, Индиана
Художественный музей, Фукуока, Япония

Тапиес родился в Барселоне, его детство пришлось на время строгой морали испанской католической церкви, гражданской войны, которые вместе с продолжительной детской болезнью оставили на нем свой отпечаток. Тапиес решил полностью посвятить себя искусству в 1946 году. На тот период он учился на юриста. Профессионального художественного образования Тапиес так и не получил, оставшись художником-самоучкой, огромное влияние на которого оказали художники-авангардисты начала века - Макс Эрнст, Пауль Клее, Хуан Миро, западноевропейская философия того времени, а также посещение тайных заседаний иконоборческой группы каталонских художников и писателей Блаус.
В 1950 побывал в Париже, испытав большое воздействие Ж.Дюбюффе и Ж.Фотрие.
Следуя их примеру, примкнул к «информелю», покрывая холсты густой смесью красок с песком и цементом, вводя в живописную фактуру куски древесины, картона и бумаги, – благодаря чему картины принимали подобие фрагментов глухой стены (эта манера окончательно закрепилась в серии Настенные картины, середина 1950-х годов). Усиливал эффект тупика и разрухи, имитируя трещины в «картинах-стенах» и вдавливая в краску различные предметы. В колорите предпочитал приглушенные – коричневые, бежевые, серые и охристые тона. Эти бессюжетные, но в то же время остроэмоциональные образы выразили резкую оппозицию к помпезному традиционализму официального искусства франкистской Испании. Принципиальный нонконформизм сблизил Тапиеса с кинорежиссером и художником А.Саурой; в 1957 они вместе организовали авангардистское объединение «El Paso». За участие в нелегальном политическом собрании Тапиес в 1966 был арестован и провел несколько месяцев в заключении.
В 1960-е годы часто создавал композиции в виде дверей и окон. Крупные бытовые предметы, игравшие в его произведениях все более значительную роль, сближали творчество Тапиеса с поп-артом или «новым реализмом». Успешно обращался и к графике (серия абстрактных акватинт Каталонская сюита, 1972). В 1980 активно занялся керамикой (монументальные скульптуры и рельефы из шамота, сдержанные по цветовой тональности, как и его живопись). Обобщил свои эстетические идеи, в равной мере анархически-оппозиционные и к тоталитарной идеологии, и к «обществу потребления», в книге Практика искусства (1970).
Значительное место в наследии Тапиеса занимает графика, в том числе книжная. Он неоднократно работал в соавторстве с литераторами, такими, как поэты Хоан Бросса, Жак Дюпен и Хосе—Мигель Уллан, создавая офорты и литографии для уникальных коллекционных изданий.
В 1981 опубликовал мемуары. Открытый в 1990 в Барселоне Фонд Антони Тапиеса, украшенный его скульптурой Облако и стул, объединяет персональный музей художника с исследовательским центром современного искусства.
Умер 6 февраля 2012 в Барселоне.