Художники / Каплан Анатолий Львович

Родился в 1902 в г. Рогачев близ Гомеля, Белоруссия в ортодоксальной семье.
1922–27 гг. учился в Академии художеств в Ленинграде (учился у Г.С. Верейского и А.А. Рылова).
1937-1940 годах работал в экспериментальной литографической мастерской Ленинградского отделения Союза художников (руководитель Г.С. Верейский).
1950-1951 гг. работал главным художником Ленинградского завода стекла.
Умер в Ленинграде 3 июля 1980.
Работы находятся в Русском музее, С.Петербург; Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва; Музее русского искусства, Киев.

Каплан Танхум Лейвикович (Анатолий Львович) (1902, Рогачев близ Гомеля, Белоруссия, – 1980, Ленинград), еврейский художник. Родился в ортодоксальной семье. Рисовал с детства. В 1922–27 гг. учился в Академии художеств в Ленинграде, затем занимался оформительским искусством, промышленной графикой, выполнил обложки и иллюстрации к повестям о местечке Д. Левина «Улица сапожников» и «Вольные штаты Славичи» (обе книги 1932). Серия литографий о Биробиджане (конец 1930-х гг.) для Музея этнографии народов СССР и цикл литографий «Касриловка» — прихотливое сплетение воспоминаний о городе детства и литературных ассоциаций — принесли Каплану известность как мастеру еврейской темы. Однако работа над ней была прервана Второй мировой войной, а затем подавлением с 1948 г. советскими властями еврейской культуры и уничтожением в 1952 г. ее ведущих деятелей. Среди произведений Каплана на нееврейские темы в этот период наиболее значительным оказался лишь цикл лиричных литографий «Ленинград» (1944–47), неожиданный по концепции и интерпретации городского пейзажа.

В 1952 г. Каплан начал готовить, даже не надеясь обнародовать, цикл больших литографий «Заколдованный портной» (увидел свет в 1963 г.) по мотивам рассказа Шалом Алейхема. На каждом листе этого цикла цветной орнамент и кружево текста на идиш окаймляют монохромную сценку, как бы символизируя контрастные начала еврейской жизни — искрометную красочность народной фантазии и обесцвеченную неприглядную реальность. К такого рода совмещению черно-белых сценок с цветом Каплан вновь обратился в поэтичном цикле литографий «Песнь Песней» (1962) по Шалом Алейхему. В циклах монохромных литографий («Тевье-молочник», 1957–61 и «Стемпеню», 1963–67, по Шалом Алейхему, «Фишка Хромой», 1966–67, по Менделе Мохер Сфариму и «Рассказы», 1967, по И. Л. Перецу) Каплан постепенно отдаляется от перипетий сюжета, уделяя все больше внимания эмоционально-пластическому и философскому истолкованию образов литературных героев. Создавая их монументализированные портреты, художник как бы утверждает, что они непреходящи и извечны, как породивший их народ. Пластическое выражение нашла эта мысль и в графических иллюстрациях Каплана к изданиям романа немецкого писателя И. Боровского о гонимом еврее «Мельница Левина» (Берлин, 1975) и философской драме Г. Э. Лессинга «Натан Мудрый» (Лейпциг, 1978).

В 1950–60-х гг. Каплан создает также циклы цветных литографий «Козочка» (1957–61; по народной песне «Хад гадья» в Хаггаде пасхальной) и «Еврейские народные песни» (1962); одноименный цикл в темпере (1958–60) и серию листов «Д. Шостакович. Из еврейской народной поэзии» (темпера и гуашь, 1962–63). В этих произведениях на темы еврейского фольклора Каплан проявил себя как один из его творцов. Эта же органичная связь с народным мироощущением присуща и ряду рельефов и фигурок из огнеупорной глины с многоцветной росписью, выполнявшихся Капланом с 1967 г. С этого же года художник все чаще прибегает к гуаши и пастели. В его эскизно намеченных композициях фигуры детей в хедере, евреев в таллитах, молящихся в синагоге или сидящих за изучением Талмуда, впечатляют с той «достоверностью сновидения», при которой чувства и ощущения памятней и ярче, чем вызвавшие их зримые объекты. Одной из последних работ Каплана были 30 офортов к «Фишке Хромому» (1978), которые он делал как иллюстрации к изданию книги Менделе Мохер Сфарима.

Творчество Каплана, уникальное в условиях советской жизни, часто использовалось советской пропагандой как доказательство процветания еврейской культуры в Советском Союзе. Выставки его произведений направлялись во многие европейские страны и в США, его работы экспонировались в советских разделах международных и всемирных выставок, принося Советскому Союзу почетные дипломы и медали. Однако произведения Каплана крайне редко появлялись на всесоюзных художественных выставках.