Художники / Рукавишников Иулиан Митрофанович

Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922-2000) – действительный член Российской Академии Художеств, Народный Художник России.
Иулиан Рукавишников - сын известного скульптора Митрофана Рукавишникова. Однако, решение продолжить основанную отцом скульптурную династию пришло Иулиану Митрофановичу не сразу. Мечтая о карьере пилота, Рукавишников окончил лётную школу и в 1941 году в первые дни 2-й Мировой Войны записался добровольцем на фронт. В один из первых полетов самолет Иулиана потерпел крушение и чудом оставшийся в живых после тяжелого ранения скульптор вынужден был расстаться с карьерой пилота. Он вернулся в Москву и начал работать трафаретчиком в мастерской отца, впоследствии окончив Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова. Дипломной работой Рукавишникова была монументальная композиция «Броненосец Потемкин», установленная несколькими годами позже на въезде в город в Феодосии.
На протяжении своей карьеры Иулиан Митрофанович был одной из ключевых фигур, принимавших участие в создании всемирной Ленинианы: скульптурные изображения В.И.Ленина были распространены не только по всему Советскому Союзу, но и за рубежом при посольствах СССР. Помимо этого из мастерской Рукавишникова выходили монументальные композиции и памятники, посвященные значимым фигурам истории и культуры России и СССР, в том числе: портрет академика И.П.Павлова, академика И.В.Курчатова, писателя Н.А.Островского, просветителя М.В.Ломоносова. Памятник А.П.Чехову, созданный И.М.Рукавишниковым, был установлен на родине писателя в Таганроге в 1960 г. к его 100-летию. Среди ключевых произведений мастера также стоит назвать работу над памятниками писателям М.А.Шолохову и М.А.Булгакову (в соавторстве с сыном Александром), а также архитектору В.И.Баженову и композитору Д.Д.Шостаковичу.
В 1993 году в Российской Академии Искусств прошла выставка «Династия Рукавишниковых», где вместе выставлялись работы как Иулиана Митрофановича, так и его отца и сына – Александру Рукавишникова.
В 1997 г. Рукавишников создает центральный горельеф «Воскресение Христа» для фасада восстановленного Храма Христа-Спасителя в Москве.
Начиная с 1973 года, скульптор обратился к неантропоморфной и абстрактной скульптуре. С этих пор до последних своих дней Иулиан Рукавишников работал над циклом «Природа (Эволюция и превращения)». С 1983 года он также приступает к работе над сопутствующим циклом графических работ. Этот цикл, создаваемый на протяжении почти 30 лет, был для мастера важнейшим личным творческим проектом. Скульптурные изображения фрагментов флоры и фауны, составляющие основную часть цикла, считаются поистине монументальными – каждая из данных станковых работ создана таким образом, что может быть увеличена в масштабе без потери идеальной гармонии композиции. Примером служит бронзовая скульптура мастера «Вьетнамские лилии» 1993 г. Оригинальная работа высотой 87 см была преобразована в наследниками мастера Александром и Филиппом Рукавишниковыми в городской фонтан, установленный в центре г. Дмитров в 2004 г.
В 2010 г. в залах Государственной Третьяковской Галереи в Москве прошла ретроспективная выставка работ Иулиана Рукавишникова, представившая скульптуру и графику из цикла «Природа (Эволюция и превращения)» современной публике.
Произведения Иулиана Рукавишникова находятся в музейных и частных коллекциях России и зарубежных стран. Только в Третьяковской галерее находятся 12 его работ.