Художники / Негодаев Юрий Юрьевич

Негодаев Юрий Юрьевич
Владимир, Россия

Всего произведений: 10

Просмотров: 31173

Негодаев Юрий Юрьевич (25.07.1965)

Родился 25.07.1965.
Член Союза Художников
Имя Юрия Негодаева находится в Международном каталоге LCA, издаваемом в Лондоне.
Работы находятся:
Галерея современного искусства Иллинойского университета. Блюмингтон-Нормал, США
Галерея современного искусства «Гала-Галери» Магдебург, Германия
Галерея современного искусства «Solana Fine Art» Лондон, Англия
В частных коллекциях России, США, Германии, Чехии, Англии, Иерусалима, Токио, Амстердама
В коллекции А.Тышлера

Писать картины Юрий Негодаев начал в Усть-Каменногорске в начале 1990-х. Путь творческих исканий затянулся вплоть до 1997 года, когда Негодаев выбрал тот изобразительный метод, который принято называть фантастическим реализмом. Художник не принимает мир как объект копирования, а создает некую художественно-поэтическую реальность, руководствуясь своими представлениями о лучшем мире. Любая композиция воспринимается как живая часть мира. Его работы рождены в результате сугубо позитивного миропонимания. Образные формы по-детски наивны. мир представоен фантастическим и сказочным. Люди, животные и растения живут в нем все вместе. Мотивы больших цветов отражают наслаждение кроасотой мира. Темы многочисленных снов ассоциируются с темой полета человека, духовного освобождения, они напоминают сюжеты Марка Шагала, но вместо Эйфелевой башни предстает древо познания. Здесь все равны: добрые животные, небесные светила, птицы и люди. Нереальный мир живет неспешно, по своим законам, он тайна и праздник. Художник сохраняет глубокую убежденность в том, что мир изначально прекрасен и добр.

Художник со светлым взглядом.
Ноев ковчег Юрия Негодаева.

В древнем городе Владимире живет не владимирский художник Юрий Негодаев. В его судьбе как в зеркале отразились судьбы тысяч людей, населявших окраины великой советской империи. Художник родился в Восточном Казахстане в г.Семипалатинске. Среднюю Азию и Казахстан времен СССР можно сравнить с библейским Вавилоном. Политэмигранты, жертвы сталинских репрессий, эвакуированные, покорители целины, «солдаты» индустриализации и коллективизации корнями вросли в землю советского Востока. Возник особенный этнос, получивший корявое политической определение – русскоязычное население. Но Союз рухнул как Вавилонская башня, осколки колониальной цивилизации разлетелись по всему свету. Юрий Негодаев по приглашению своего друга литератора и музыканта Сергея Миляева приехал во Владимир. С этого момента прошло уже больше десяти лет, сформировался творческий метод художника. Основой его стало поликультурное сознание, зачатки которого были заложены в детстве, юности. Вероятно поэтому, творчество Негодаева носит наднациональный характер. В нем можно найти реминисценции искусства западного Возрождения, Древнего Востока, русского авангарда.

В ранний период творчества Юрий отдал дань увлечению беспредметными композициями. Как замечает сам художник, сильное влияние на него оказал П.Филонов. Постепенно приходит интерес к фигуративному искусству, складывается манера характерная для современных работ. Мир образов художника с одной стороны хорошо известен. Библейские персонажи, персонифицированные аллегории, «очеловеченные» животные населяют его картины. Необычными их делает оригинальное прочтение художника. В его работах не найти пафоса и сакральной патетики. Художник намеренно искажает живые формы. Три грации, Адам и Ева, многочисленные Ангелы всегда немного угловаты, большеносы. Юрий не завораживает зрителя идеальной гармонией, а как бы призывает: «Зрите в корень!». Что есть красота для мастера? Очевидно - чеховский тезис здесь не уместен. Художник скорее переосмысливает подход Леонардо. Да Винчи любил искать красоту в уродстве. Негодаев, напротив, обреченные быть эталонными образы, выворачивать наизнанку, показывая, что диссонанс возможен. Гармоничное тело не всегда содержит прекрасный дух и наоборот. Такая точка зрения сближает художника с мастерами Северного Возрождения.

Еще одна особенность творчества Негодаева – намеренное снижение патетики, обмирщение святых сюжетов (как здесь опять не вспомнить П.Брейгеля и И.Босха). Ангелы, которых очень много на картинах художника, заняты простыми, но видимо очень важными для них делами. Они ловят рыбу, выгуливают на поводке котов, самозабвенно ловят бабочек. Тигры, львы, пантеры, зайцы могут собраться (о святотатство!) на вечерю. Как вы понимаете, все эти действа происходят, конечно же, в Райском саду!

Тема Эдема важна для художника. Она возникает и в тех произведениях, в названиях которых не звучит. Например, цикл аллегорий-персонификаций подспудно несет в себе элемент мечты о рае. Флора, Ночь, Европа, Азия, Африка, Америка окружены загадочными пейзажами с фантастическими деревьями, животными, которые так и хочется назвать кущами. Подобные ощущения усиливаются благодаря золотым фонам, которые так любит художник. Золото, как известно, знак мира горнего.

Говоря о колорите картин Негодаева, следует отметить его декоративность. В одних случаях художник отдает предпочтение яркой палитре, где солируют зеленые, красно-розовые, голубые оттенки («Ноев ковчег», «Похищение Европы», «Адам и Ева»). А в таких произведениях как «Праздник зверей», «Прогулка в лунную ночь», цикл «Стороны света» колорит строится на преобладании тонко разработанных коричнево-охристых, желтых тонов. В какой бы гамме не работал художник неизменным всегда остается его большое внимание к деталям. Каждый кусочек полотна тщательно «выписан». Комбинирование различных фактур, точный тонкий рисунок вызывают ассоциации с вышивкой, гобеленом. Для художника нет второстепенных мелочей. Тонкая травинка, цветок, кузнечик неспроста появились на картине. Они часть той вселенной, которую создает Негодаев, и у этой вселенной нет начала и конца. Возможно поэтому композиции его работ «разомкнуты». Они представляются частью одного большого фриза. Каждую следующую работу можно ставить в воображаемый ряд, дополняя картину мира художника. Еще одна особенность построения композиции – практически отсутствие дальних планов, «опрокинутость» пространства. Эти приемы придают плоскостность изображению, усиливают декоративное звучание.

Условная стилизация наиболее подходящий прием формообразования для тех задач, которые ставит в своем творчестве Юрий Негодаев. О мире-мечте нельзя рассказать словами, рассчитанными на мир-реальность. Поэтому так органично выглядят на картинах художника кузнечики размером с собаку, крохотные розовые крокодилы. И каждое «тварное» создание смотрит на нас голубым человеческим глазом, в котором читаем то ли вопрос, то ли укоризну. Порою кажется, что это взгляд самого художника, стремящегося найти свой Эдем. К неведомым берегам плывет ковчег, наполненный добром, красотой, а кормчий его – художник Юрий Негодаев.