Художники / Павлов Владимир Митрофанович

Родился в 1938 в городе Смоленск.
1948г. - Переезд в г. Ленинград;
1957-1960гг. - Служба в Советской Армии;
1960-1965гг. - Таврическое художественное училище. Дипломная работа «Сплавщики»;
1970-1977гг. - Институт им. Репина при Академии Художеств. Дипломная работа «Не пришли», ГЭК «Отлично»;
1977-1991гг. - Выставки Ленинградских художников;
1978-1998гг. - Преподавание в институте им. Герцена, кафедра живописи;
1995-2005гг. - Работа в Польше и Германии.
В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге. За годы успешной творческой работы, произведения художника разошлись по многим странам Европы и Америки.

С именем Владимира Павлова ассоциируются романтические пейзажи, натюрморты и выразительные портреты. Центральное место в творчестве художника, без сомнения, занимает "импрессионистское представление", в каких бы разных жанрах он не работал. Зритель оказывается в плену оптической симфонии, реальной или идеальной, будь то произведения написанные на Родине художника или немецкие пейзажи. Зритель увидит и почувствует "спрятанные" воспоминания и когда-то уже им увиденные великолепные картины природы. Написанные художником или лес, или разлив реки весной, или роскошные луга летом - всё это окрашено эмоциями и напоено чувствами. Произведениям Павлова присущ, так называемый, "импрессионистский стиль", но это его стиль -неповторимый и индивидуальный, не теряющий своей актуальности. Гармонично, поэтично, безмятежно видит художник природу, к этому он добавляет своё глубоко психологичное и эмоциональное видение. И сразу же его произведения приобретают драматическое звучание. Безудержная радость художника проявить себя эстетично, ничуть не снижает эмоциональной драматики его произведений.
Пейзаж в русском искусстве всегда служил духовной метафорой, часто вместе историческим и социальным на втором плане. В произведениях Павлова выплёскивается напряжение в ярко выраженной игре света и краски.
Владимир Митрофанович Павлов родился 3.10.1938 в маленькой деревушке, расположенной на берегу озера, недалеко от Смоленска. Озеро - исток реки Катанки, которая впадает в великую русскую реку Днепр. В 1945 году, когда Россия растерзанная войной лежала в руинах и пепле, переезжает Павлов со своей семьей в Капорье, находящееся в Санкт-Петербургской области, тогда Ленинградской области. Весеннее половодье, когда вода, вышедшая из берегов, доходила до самых домов, хрустящие и ломающиеся льдины, весна со всеми красками цветущих лугов, зимний, занесённый снегом лес - всё это незабываемые детские воспоминания. Огромный источник впечатлений - бесконечные хвойные леса, озёра, реки. В Капорье его ищущий взгляд нашел живописную красоту, открывающуюся с высокой башни крепости. В это время художником были выполнены первые произведения.
В 1955 году он заканчивает школу и поступает в школу ФЗО. Во время обучения и работы на строительстве он посещал вечернюю изобразительную студию. И конечно жизнь без искусства представить не может. Летом 1957 года художник пишет свои первые работы маслом. В этом же году он был призван в ряды Советской армии - в пограничные войска. Три года службы в Грузии. После окончания военной службы осенью I960 года был принят в Ленинградское художественное училище. В 1965 году училище было закончено и Павлов получил профессию преподавателя рисования и черчения. После многих месяцев работы, практических и теоретических экзаменов поступает в Ленинградскую академию художеств. В Академию - колыбель русского искусства, многих выдающихся художников - Александра Иванова, Ивана Шишкина, Ильи Репина.
Иванов, Шишкин, Репин, Врубель - яркие имена в искусстве второй половины XIX века. Произведения этих художников оказали глубокое влияние на Владимира Павлова. Мощный талант И.Репина, сила его реалистических произведений безусловно оставили свой след в творчестве художника. Репин раскрыл острые социальные проблемы и духовные устремления своего времени и изобразительное искусство России, как и русская литература, заняли важное и значительное место в европейской культуре.
Его современник Шишкин запечатлел бесконечные леса. "Нет другого такого художника, который так блестяще владеет изобразительной техникой и который такой искренней и горячей любовью любит свою Родину. В своих произведениях показывает нашу русскую, идущую в глубины наших сердец природу...", так писал современник Шишкина. Как для Шишкина, так и для Павлова - природа - истинный учитель. Павлов видит красоту жизни и восхищается ею. Красота и природа играют важнейшую роль в его произведениях.
Если вспомнить Врубеля - "великого индивидуалиста" своего времени. Его многосторонний и пламенеющий символизм сотворил художника, которого современники не понимали. В отличие от Гоголя и Достоевского Врубелю не посчастливилось завершить свой труд - воплотить грандиозного демона, демона, который завораживал его всю жизнь. Врубель открыл дорогу русским символистам.
В начале 20 века образовалось множество направлений и течений в искусстве, с самыми разнообразными целями и идеями - от обновлённого реализма до многочисленных авангардистских направлений. Оказали своё влияние и импрессионистские импульсы, со своим поэтическим настроением и колористическим богатством.
Многие художники совершали поездки в Париж, в эту метрополию искусства и художников, с целью познакомиться с произведениями Сезанна, Пикассо, Матисса и Гогена. После 1917 года в России господствовала идеология со своими строгими идеологическими стереотипами. Импрессионизм воплощающий индивидуализм и свободу не мог противостоять государственной идеологии. Наступили тяжелые времена - эра Сталина, пора великого молчания. Например, в 1949 году Замосткин директор Третьяковской галереи, на открытии Будапештского салона заявил: "Сезанн приговорен, Матисс вообще не может рисовать, Пикассо - морально разложился. Да и любой художник, не принимающий советское искусство враг социализма!". Но всё-таки в 1954 году музей им А.Пушкина открыл свои залы, где после долгой паузы впервые были представлены произведения французского искусства - произведения импрессионистов. В октябре 1956 года была открыта выставка Пикассо.
Изучая творчество Владимира Митрофановича Павлова понятно почему любимыми художниками он считает: Поля Сезанна, Альфреда Сислея, Винсента ван Гога, Клода Моне, Августа Ренуара, Эль Греко, Поля Гогена, Веласкеса. Импрессионизм, живопись импрессионистов... Павлов развивает, углубляет и идёт своим собственным путём. Он приобщает нас к живой натуре, мы упоены потрясающей игрой красок, его холстами словно наполненными солнечным светом и вибрирующим воздухом. Каждое его произведение бесконечно гуманно и глубоко психологично по своей сути.
Темы В.М. Павлова - леса, озёра, затерявшиеся лесов и полей тропинки. Предстают в своём великолепии также и натюрморты, городские и сельские пейзажи.
В.М. Павлов блестящий портретист. Например, в портрете А.А.Цизе мы видим не только утончённую игру света и тени, но и мягких переход цветовых нюансов. В 1997 году, работая над портретом, художник почувствовал тоску А.А.Цизе по природе, его стремление покинуть хаос большого города. Ландшафт изображенный на втором плане стал реальностью. Профессор Цизе теперь живёт в замке Требиц, расположенном на реке Эльбе в Саксонии.
Изображение городских пейзажей - особая тема в творчестве Павлова. Ранним его работам присущи тёмные тона, вероятно художник вспоминает произведения старых мастеров, виденным им в Эрмитаже. Каждый холст индивидуален. Индивидуален своими эмоциями. Характерны тончайшие живописные нюансы в сочетании с мощной экспрессией. Например, собор в Бамберге. Суровый средневековый собор и светящиеся небеса. Нюансы освещения, прозрачности, плотность воздуха вокруг выражены с бесконечным тактом.
Натюрморты занимают в творчестве В.М. Павлова важное место. Через натюрморты художник выражает неудержимую метаморфозу человеческой жизни и суету сует земного бытия. Реализм и символизм напряженно связаны между собой.
Так провозглашает Павлов через написанный им роскошный букет цветов короткий, но наполненный безудержной радостью момент счастья и одновременно увядающие цветы, говорящие о бренности бытия. Художник пристально наблюдает, эмоционально выражает глубочайшие конфликты посредством красочных модуляций. Особая тема - пейзажи. Обратясь к истории, следует заметить, что пейзаж сам по себе, без изображения фигур и т.д. в европейском искусстве появился относительно поздно. Рисунки Леонардо да Винчи, акварели Альбрехта Дюрера оставались долгое время исключением. В начале XIX века Европа сознательно начала наблюдать за природой. Идиллический ландшафт парков. В это время часто изображаются меланхолично-идиллические ландшафты. Конечно, для романтиков пейзаж играл важнейшую роль в живописи. Такие художники как Филипп Отто Рунге или Каспар Давид Фридрих соединяли одушевлённую природу с богатым духовным миром человека. Ещё в 1945 году пейзаж как тема в живописи отсутствовал, лишь в 60~х годах живопись приобретает некий дополнительный "экологический" смысл. В изображении природы Павлов открывает нам широкий диапазон от эпического покоя до самого глубокого понимания природы и присущей ей созидательной, мощной силы. Художник ведёт за собой зрителя в глубины русских лесов. Листья, дрожащие в солнечном свете, слегка находящиеся в полутени, мягко шелестят на ветру. Павлов ведет с собой зрителя по лесной тропе в глубину леса, к таинственному озеру. Мастерски он показывает холод и теплоту разных состояний природы и времён года. Пожалуй, в этом он близок к Питеру Брейгелю.
Весенние и летние пейзажи подкупают не только своей великолепной композицией, но и своей выразительностью - солнце просвечивающее листья берез, небеса контрастируют с темнеющим лесом, озеро или река приковывают внимание своим светлым гармоническим колоритом и торжественным звучанием. Лёгкие и прозрачные тени трепещут среди деревьев и ложатся на поля и заставляют вибрировать воздух - природа начинает дышать! И вот растворяющийся туман и скольжение солнечного света создают поэтическое настроение раннего утра. Мягкие контуры деревьев на втором плане и пробуждающиеся от сна ветви деревьев. Состояние пробуждающего дня полно жизнью и излучает незыблемую силу.
Осень, дни становятся короче, холоднее и меняют "свою одежду" произведения Павлова. Сквозит меланхолическая холодность, золото, охра, переходящая в коричневый с лёгкой ржавчиной цвет, шелестит опадающая листва, экспрессивные небеса, струи дождя рефлектируют в ветвях, на земле и свете дня. Чувствуется запах листвы и холодная влажность леса. Тропинка теряется где-то в глубине пейзажа. Композиция завершается и успокаивается тихими аккордами темных стволов деревьев, связанных гармоничными тёплыми тонами.
Колесо времен года вращается дальше и обветренная поэзия зимы покрывает природу. Обнаженные ветви связаны с тёмно-зелёным лесом и тут же пронзительная белизна снега, обманчивым светом сквозят небеса, освещаемые холодным солнцем. Девственные снежные равнины разламываются блеском берез. Черно-белый контраст выражает внутреннюю динамику. Обобщая и характеризуя произведения Павлова - важным является передача переходного, ускользающего состояния мира и зависящей от него эмоциональной сферы, смены настроения. Он фиксирует пронзительный взгляд на переходящих состояниях, контрастирующих светлых и тёмных, чистых и искренних тонов. Как и художники импрессионисты Павлов открыто заявляет о своих вкусах и пристрастиях, отстаивает личный способ видения окружающего мира. Он пишет природу, сосредотачивая внимание на каждом движении кисти и игре света. Моне писал:"Для меня пейзаж не существует как пейзаж. Важно уловить каждый момент тончайших изменений света и воздуха". Это относится и к произведениям Павлова. Его мало интересуют модные течения в современном искусстве, он остается самим собой. Его искусство давно стало интернациональным, оно перешагнуло рамки русского севера. Художник работает в Финляндии, Польше, Германии, особенно в Баварии.
Уже художники Возрождения пробовали воплотить живую действительность с помощью светящихся тонов и дополнительных цветов. Испанцы Эль Греко, Веласкес и Гойя разработали это направление ещё дальше. Современник Веласкеса писал, охватив в коротком высказывании технику испанских художников. "Некоторые обособленные мазки кисти - истина". Англичане Джон Костебль и Уильям Тернер заставили по новому увидеть настроение природы и влияние света. Констебль пишет: "Я пишу будь то свет, туман, ветер, цветы, холод. Каждый день не похож на другой. Никогда не повторится один и тот же час".
"Quad erat demonitrandum" - Павлов традиционалист, если говорить о его академическом образовании. Но Павлов изгнал из произведений повествовательность, предельно упростил сюжет ради цельности и гармонии покрытого красочными мазками холста. Беспредельная вибрация пульсирующих шероховатых мазков, обнажает исконную двухмерность холста и заставляет расшифровывать нас тайны самой живописи. Он может создать ветер на бумаге, листья шевелятся, свет переливается на лугу. Свет и краски отражаются по разному в каждом холсте. На загрунтованном белом холсте изысканные, светящиеся цвета, где мазки ловят свет. Удивительная лёгкость мазка кисти передают через тёплые, тонированные тени дальнейшее напряжение. Цветовые тона слегка дифференцируются и расплавляются.
Волшебство прекрасных моментов, сила природы, почувствовать эпическое в красках, ощутить духовную связь, понять без слов - так начинается наше общение с художником.
Теперь я добавляю от себя - ничто не скажет о художнике больше, чем его работы.