Художники / Аверкина Валентина Федоровна

Аверкина Валентина Федоровна
Пермь, Россия

Всего произведений: 10

Просмотров: 26332

Аверкина Валентина Федоровна (1953)

Родилась в 1953г.
В 1978 году закончила Ивановское художественное училище.
Шесть лет преподавала живопись и рисунок в Тюменском училище искусств.
Сотрудничала с театрами Тюмени, Кургана, Магнитогорска, Ижевска, Перми.
С 1996 года - член союза художников России. Член РАО.

Мир образов художника Валентины Аверкиной

Фантастические какие-то животные и птицы. Восхитительные дамы в стиле ретро, невиданные купальщицы, дамы с попугаями, с ландышами, удивительные по красоте натюрморты, останавливающие мгновения быстротекущей жизни, - рассыпалась вишня, собралось вместе семейство полевых цветов, застыли, как монументальные изваяния, бутылки и множество головок.
Головки с изящными линиями глаз и носа, выразительной пластикой лица, с названиями "Парк", "Лето", "Зеленый сад", "Слушающая птиц", "Вечерняя молитва", будят самые невероятные, всегда сложные ассоциации. Лица часто кажутся отрешенными, почти бесплотными в своей несуетности, словно ангельскими. Все они выражают состояние души вне времени и пространства.
Неслучайно в картинах Аверкиной часто встречаются ангелы они гуляют по улице, парят над кладбищем, дуют в трубы, изгоняются из рая, страдающие душой. Духовность и скрытый драматизм присущи героям художника, чаще всего это героини, хотя женское начало в них выражено неявно.
Удивительно, казалась бы, бесконечная вариативность головок должна была неизбежно привести к повтору. Однако этого не происходит. Каждая из них индивидуальна по своим пластическим приемам, цвету и внутреннему состоянию. Оттенки цвета, всегда чистого, рождают бесконечное множество нюансов. Благодаря сложным и многообразным сочетаниям они то горят, то взрываются изнутри.
Выразительная живописность одно из главных качеств произведений Валентины Аверкиной. Ее живопись имеет свойство развиваться во времени и пространстве. Сама фактура, то гладкая и спокойная, то темпераментная и экспрессивная, местами преображается в некое подобие рельефа, развивая пространство картин не только вглубь, но и наружу, к зрителю. Временнóе развитие живописи Аверкиной обусловлено сложной цветовой гаммой и фактурой. Наиболее полное их восприятие происходит далеко не сразу, оно имеет свойство меняться и развиваться.
Живописные композиции, созданные художницей за последние 10 лет, показывают фантастичный, прекрасный мир, полный театральных превращений. Сама жизнь, духовный мир человека и театр истоки ее произведений. Им также присущи многозначность и парадоксальность.
Картины Валентины Аверкиной не задерживались в салонах и выставочных залах. Они быстро находили своих хозяев и исчезали из поля зрения автора. Многие, увы, навсегда. Более ста работ находятся в частных коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Магнитогорске, Киеве, Харькове, в профессиональном фонде "Русский театр" (г. Москва).
Есть Валины картины в Бельгии, Германии, Дании, Израиле, Испании, США.
О связи Валентины Аверкиной с театром говорит целый ряд театральных работ. В Перми в драматическом театре художница поставила пять спектаклей и еще около десяти в других городах страны, работая, в основном, как художник по костюмам.

Из статьи искусствоведа Ольги Клименской


ТЕАТР ОДНОГО ХУДОЖНИКА

Живописное творчество Валентины Аверкиной полно блистательных противоречий. Умелый рисовальщик, безусловно владеющий традиционными канонами мастерства, она, тем не менее, решительно отходит от них. Тонкий и проникновенный лиризм ее картин неожиданным образом сопряжен с иронией, доходящей порой до гротеска. За внешней статикой первых впечатлений внимательному взгляду открывается бурлящий динамизм.
Но все это не самое главное. Важнее другое общее ощущение. Оно не может не возникнуть даже от одной-единственной наугад взятой картины и становится куда как сильнее от сочетания нескольких.
Ощущение это театральность. Остальное проистекает из нее. В театральности, в непрекращающемся живописном действии начала творчества Валентины Аверкиной, ее символ веры, точка духовного отсчета.
Потому картины живут в совокупности, а впечатления от них складываются не в унылую арифметическую сумму (о, как часто это бывает на вернисажах и персональных выставках!), но в устремленную к бесконечности геометрическую прогрессию.
Они лавинообразны. Я сознательно не пересказываю сюжетов: пересказать картины Аверкиной то же самое, что смотреть их в темноте на ощупь. Хотя, и это еще одно противоречие, все они чрезвычайно сюжетны и по-хорошему умны. Но пересказать их нельзя только видеть. Тогда перед вами распахнется занавес Театра, где художник и сценарист, и режиссер, и исполнитель ролей, и даже рабочий сцены.
Один во всех лицах. Невольно вспоминается цветаевское: "Ремесленник я знаю ремесло!"
И, конечно же, Театр Валентины Аверкиной театр женский. А если отбросить брюзжаще-презрительный налет, то следует сказать: дамский. Именно дамский, в том первичном смысле, что возвращает нас к чистым истокам понятий "дама", "рыцарь", "духовное дворянство"...
Полотна влекут нас туда. И в этом смысле живопись Валентины Аверкиной от основ своих мифологична, существует как бы в идеальном мире. В идеальном, но не оторванном, постоянно сталкивающемся с нашим грешным и повседневным. Вот где главное противоречие, залог всех противоречий, источник мироощущения, источник творчества художника.
Осознав это, понимаешь, что живописный театр Валентины Аверкиной по сути своей, мистериален. И если подбирать ему название, то лучше чем "Изгнание из рая" - по имени одной из работ художника не подберешь.
Однако потеря рая служит прологом его нового обретения. А потому, творчество Валентины Аверкиной пробуждает надежду.

Раф Гуревич, Независимый журналист