Осень
Комментарии искусствоведа

«Изображать надо исключительно то, что никто никогда не видел и не увидит» - писал Тристан Корбьер. Цитата французского поэта-символиста - хорошая иллюстрация к полотну Валентина Короткова «Осень». Полотно художника стилистически отсылает нас к лучшим образцам живописи символизма. В произведении мы видим все характерные приметы этого стиля - монументальная плоскостная декоративность композиции, музыкальность и легкая пластичность живописной манеры.
Полотно молодого художника представляет собой образец тонкого балансирования на грани мира реального и мира мистического, невидимого. Сквозь видимый мир проступает мир невидимый. Картина квадратного формата без далекого горизонта представляет скорее плоскую поверхность, сотканную в мозаику состояний и настроений души. В скользящей, нервной манере написаны все участники осенней мистерии - утонченный женский образ в струящемся золотом платье - олицетворение вечной женственности, яблоня - один из древних знаковых символов плодородия и изобилия, склонившиеся под тяжелым грузом головки подсолнухов, сочно написанная тыква. Набор деталей и акцентов погружает зрителя на уровне бессознательного в круг древних архетипов. Художник привлекает многократно используемые знаковые модели предметной области, и среди них - один из древнейших - Первоженщина с яблоком. Художник шифрует в осенних знаках пейзажа духовное состояние героини - неведомые зрителю мечты, раздумья, воспоминания, отчего она кажется жительницей неведомой страны грез, а ее самоуглубленность завораживает. Ветер, смутный и зыбкий - невидимый участник символисткой идиллии. Предвосхищение, предожидание рождения, тайна освобождения продолжения жизни, этот непостижимый и вечный круговорот Природы - вот лейтмотив тонкого и притягательного полотна художника.