Художественные объединения и творческие союзы России на рубеже XIX-XX вв.

"Сецессион" (нем. "Sezession" - отделение, обособление) - название ряда немецких и австрийских художественных объединений конца XIX - начала XX в., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны Мюнхенский "Сецессион" (1892), Берлинский (1899) и Венский (1897). Они объединяли преимущественно представителей стиля модерн и близких к нему течений. Участники "Сецессионов" занимались выставочной и издательской деятельностью, вели поиски новых художественных решений в области архитектуры и декоративно-прикладного искусства. К концу 1900-х гг. деятельность этих объединений завершилась.

"Синий всадник" (нем. "Der Blaue Reiter") - художественное объединение, существовавшее в 1911-14 гг. в Мюнхене. Основано Ф. Марком и В. В. Кандинским. В него также входили художники Х. Кампендонк, Л. Файнингер, П. Клее, А. Кубин, А. Г. Явленский и др. Платформой объединения служили идеи немецкого экспрессионизма и символизма. В этом смысле художники "Синего всадника" выступали наследниками живописцев дрезденской группы "Мост". Однако их особенностью являлось повышенное внимание к колористическому строю работ, к цветовой символике, выразительности красочных сочетаний. Это приближало художников к абстрактной живописи, что вскоре и произошло в творчестве некоторых из них (В. Кандинский). Другие сохранили изобразительную основу произведений. В 1920-е гг. В. Кандинский, Л. Файнингер, П. Клее смогли развить свои эксперименты в области формы и цвета в рамках деятельности "Баухауза". За время существования "Синий всадник" организовал выставку своих работ (1911) и издал одноименный альманах (1912), посвященный современному искусству.

"Синяя четверка" (нем. "Die Blauen Vier") - контрактная ассоциация, созданная в 1925 г. в Мюнхене художниками П. Клее, В. В. Кандинским, А. Г. Явленским, А. Файнингером и Э. Шнеер (художники называли ее "Галкой"). Целью ассоциации бала пропаганда творчества входивших в нее мастеров и продажа их произведений в США. В 1925 г. Э. Шнеер с этой целью побывала в музее Окленда в Калифорнии, впоследствии совершала поездки в США с выставками и конференциями. Эта деятельность продолжалась до смерти "Галки" в 1945 г.

"Союз молодежи" - общество художников, возникшее в ноябре 1909 г. в Петербурге. Инициаторами создания стали Е. Г. Гуро, М. В. Матюшин, И. С. Школьник, Ц. Я. Шлейфер, Э. К. Спандиков. Члены "Союза молодежи" пригласили председателем и казначеем известного мецената, коллекционера и художника-любителя Л. И. Жевержеева. Главной целью Союз провозглашал "ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц, интересующихся искусством". Союз провел пять выставок в Петербурге (1910-13), а также организовал выставку в Риге (1910). По приглашению М. Ф. Ларионова члены Союза участвовали на выставке "Ослиный хвост" (1912, Москва), где были представлены в виде отдельной группы с каталогом. Выставки Союза демонстрировали весь спектр направлений живописи того времени (от постимпрессионизма до беспредметного искусства). Это подтверждают и имена художников разнообразных ориентаций, чьи работы были показаны на выставках: В. Д. и Д. Д. Бурлюки, К. С. Малевич, И. И. Машков, О. В. Розанова, В. Е. Татлин, П. В. Филонов, И. С. Школьник, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, Н. И. Альтман, С. П. Бобров, В. Д. Бубнова, В. И. Быстренин, А. Ф. Гауш, И. В. Клюнков, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Н. В. Лермонтов, М. В. Матюшин, В. В. Маяковский, К. С. Петров-Водкин, И. А. Пуни, А. В. Фонвизин, В. М. Ходасевич, А. В. Шевченко, В. Ф. Шехтель, А. А. Экстер и др. В 1912-13 гг. "Союз молодежи" издал три сборника под одноименным названием. Среди других материалов в них, в частности, были опубликованы: переведенный с итальянского "Манифест футуристической живописи, письма французского художника К. Ван Донгена, многочисленные репродукции с картин художников разных стран и эпох. Особое значение для истории "левых направлений" имеет третий сборник, изданный совместно с группой поэтов кубо-футуристического направления "Гилея", присоединившейся к обществу в марте 1913 г. В нем напечатаны стихи, проза и статьи В. В. Хлебникова, Д. Д. Бурлюка, Е. Г. Гуро, А. К. Крученых и Б. К. Лившица. Обществу "Союз молодежи" совместно с группой "Гилея" принадлежит инициатива создания кубо-футуристических спектаклей. Летом 1913 г. была предпринята попытка организации театра "Будетлянин", на сцене которого были поставлены два спектакля: трагедия "Владимир Маяковский" с исполнением главной роли автором (оформление Розановой, Филонова и Школьника) и опера Крученых "Победа над солнцем" (музыка Матюшина, оформление Малевича и Крученых). После постановки футуристических спектаклей произошел разрыв между группой "Гилея" и "Союзом молодежи". Вскоре Л. И. Жевержеев отказался финансировать его дальнейшие мероприятия, что и положило конец деятельности Союза. Попытка реанимировать "Союз молодежи" была предпринята в марте-апреле 1917 г., однако, не увенчалась успехом.

Союз русских художников (СРХ) - объединение художников Петербурга и Москвы, возникшее в феврале 1903 г. В него вошли члены двух выставочных групп - "36 художников" и "Мир искусства". Учредителями выступили московские живописцы А. Е. Архипов, Ап. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. А. Клодт, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, А. А. Рылов и др. В течение 1903 г. численный состав членов СРХ увеличился за счет притока московских и петербургских художников: Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, В. Э. Борисова-Мусатова, О. Э. Браза, А. Я. Головина, А. С. Голубкиной, И. Э. Грабаря, К. А. Коровина Е. Е. Лансере, С. В. Малютина, Ф. А. Малявина, А. П. Остроумовой, Н. К. Рериха, К. А. Сомова, П. П. Трубецкого, К. Ф. Юона и др. К Союзу примкнул также С. П. Дягилев. Своей главной целью СРХ считал содействие "распространению произведений русского искусства" и "обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений". Основным направлением деятельности была объявлена организация ежегодных выставок в Москве и Петербурге. Причем, в Уставе союза закреплялось право его действительных членов выставлять свои работы без жюри. Это обеспечивало им полную свободу творчества. Первая выставка прошла в декабре 1903 - январе 1904 гг. в Москве, вторая - в декабре 1904 - январе 1905 гг. в Петербурге, затем в Москве. С 1907 по 1917 г. установилась традиция: на рождественской неделе они открывались в Москве, а в феврале-марте следующего года - в Петербурге. Кроме столичных кородов работы членов СРХ экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), в Вологде и Калуге (1914), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Венеции (1907), Мюнхене (1909), Риме (1911). Выставки СРХ, неизменно демонстрировавшие высокое профессиональное мастерство их участников, тем не менее очень скоро выявили серьезные эстетические различия в тематике и стилистическом решении произведений художников московской и петербургской школ. Москвичи, преимущественно живописцы по характеру творчества, выставляли лирические пейзажи, выполненные на пленэре. Они отличались широтой и свободой письма, основанного на приемах импрессионистической живописи. Петербуржцы, напротив, выступали как продолжатели традиций "Мира искусства". Главное место среди их работ занимала станковая и книжная графика. Изысканная по рисунку и цвету, плоскостная, несущая на себе печать ретроспективизма и особой романтики, она представляла собой вполне законченный образец петербургского стиля. Еще одной немаловажной его особенностью являлся универсализм. Наряду с живописью и графикой петербургские художники экспонировали мелкую пластику, театральные костюма и декорации, эскизы декоративных панно. Различия в творческих устремлениях московских и петербургских художников разрушительно сказались на судьбе Союза. В 1910 г. из него вышли семнадцать петербуржцев во главе с А. Н. Бенуа. С этого времени СРХ превратился в объединение преимущественно московской ориентации, где все члены имели весьма близкие взгляды на художественное творчество. В 1910-11 гг. в СРХ пришли новые талантливые мастера - И. И. Бродский, Н. П. Крымов, М. С. Сарьян, Л. В. Туржанский, М. Н. Яковлев и др. СРХ преодолел трудности, вызванные расколом, и в 1910-14 гг. добился роста популярности московской пейзажной школы как одного из ведущих направлений в русском искусстве. Правда, во второй половине 1910-х гг. эта популярность несколько упала, что было связано с активизацией деятельности авангардистских направлений вроде "Бубнового валета" и др. После Февральской революции 1917 г. члены СРХ вели активную общественную деятельность: принимали участие в работе комиссии по охране кремлевских дворцов, в Московском совете по делам искусств и в др. организациях. После Октябрьской революции многие члены СРХ входили в отдел пластических искусств ИЗО Наркомпроса и в Комиссию охраны памятников искусства и старины, были членами советов Третьяковской галереи и Исторического музея, вели педагогическую работу. Две выставки Союза (16-я и 17-я) были показаны в 1922 г. в Москве. Последняя, "Весенняя выставка СРХ" прошла в 1923 г. СРХ прекратил свою деятельность в 1924 г.

Союз Советских художников (ССХ) - основан весной 1930 г. в Москве. В него вошли московские и ленинградские художники, бывшие члены АХР, стоявшие на позициях реалистического искусства. Впоследствии в Союз вошли и члены других объединений. Всего насчитывалось около ста членов Союза, в их числе Н. И. Дормидонтов, Д. Н. Кардовский, М. Б. Греков, А. А. Пластов и др. Союз разделялся на московскую и ленинградскую группы. Включал четыре секции: живописи, скульптуры, архитектуры и графики. По инициативе М. Б. Грекова и Н. Г. Котова при ССХ было создано "Бюро панорамных работ". Кроме того, Союз организовал объединение художников для обслуживания Красной Армии и отражения ее истории. Весной 1931 г. в Москве прошла выставка ССХ, на которой свои работы представили более пятидесяти художников. Союз советских художников прекратил существование в 1932 г. в связи с выходом Постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций".

Союз художников, Союз художников СССР (СХ) - массовая творческая организация советских художников. Многочисленные художественные объединения, группировки и общества, существовавшие в СССР в 1920-е - начале 1930-х гг. были ликвидированы в 1932 г. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций". Всем художникам было рекомендовано объединиться в единый творческий союз. 25 июня 1932 г. был организован Московский областной союз советских художников (МОССХ). Вскоре возник такой союз и в Ленинграде. Впоследствии подобные изменения произошли и в союзных республиках. СХ, объединявший живописцев, графиков, скульпторов, искусствоведов, имел и свой печатный орган - им долгое время был журнал "Искусство" (издается с 1933 г.). В июне 1939 г. вышло Постановление СНК СССР "Об образовании Союза художников СССР". Однако первый Устав СХ СССР был принят только в 1957 г. Эта организация объединяла республиканские Союзы художников. Союзы художников Москвы и Ленинграда также обладали правами республиканских союзов. Общее руководство союзами и их взаимосвязь осуществляло выборное Правление СХ СССР. Творческие союзы, согласно уставам, являлись общественными организациями, однако они были тесно связаны с государством, финансировались из госбюджета, через них осуществлялась закупка произведений искусства и обеспечение художников заказами. После распада СССР (1991) Союз художников СССР прекратил свое существование, но и впоследствии местные СХ остались главной формой объединения художников.

"Стиль" (голл. De Stijl) - объединение главным образом голландских архитекторов и художников авангардистского направления. Возникло в 1917 г. в Лейдене. Декларировало теорию неопластицизма - отказ от предметного изображения в пользу конструирования "чистой" художественной формы. Кроме организатора и теоретика объединения П. Мондриана в него входили Т. ван Дусбюрг, Я. Й. П. Ауд, Г. Ритвельд, Эль Лисицкий и др. Члены объединения создали в живописи так называемую геометрическую разновидность абстрактного искусства, а в архитектуре - постройки, в основе которых лежат жесткие и лапидарные геометрические формы. В 1917-28 гг. объединение выпускало одноименный журнал, посвященный современному искусству. Просуществовало до 1931 г.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!