Художественные объединения и творческие союзы России на рубеже XIX-XX вв.

Московское общество любителей художеств (МОЛХ) - объединение художников, меценатов, коллекционеров, издателей, основанное в 1860 г. Членами общества были многие известные люди: П. М. Третьяков, Л. Н. Толстой, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, С. Т. Морозов, В. П. Верещагин, И. Н. Крамской, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, Н. Н. Ге и мн. др. В 1900-е гг. общество насчитывало около трехсот участников. В задачи МОЛХ входила поддержка молодых художников, обеспечение их заказами, а главное - создание доступной для публики национальной художественной галереи. Такой галереей и стала постоянно действующая выставка МОЛХ (существовала до 1893 г.). На ней, в частности, были впервые показаны картины "Явление Христа народу" А. А. Иванова и "Тайная вечеря" Н. Н. Ге, вызвавшие в свое время широкий общественный резонанс. Кроме того, общество устраивало и периодические выставки картин, рисунков и акварелей; занималось организацией персональных и тематических временных экспозиций. Именно МОЛХ было инициатором и организатором Первого съезда русских художников, состоявшегося в 1894 г.
С начала своего существования общество оказывало и материальную поддержку художникам. Оно проводило художественные конкурсы, за победу в которых присуждались специальные премии. Молодые талантливые мастера могли осуществить заграничную поездку за счет МОЛХ. Через специальный фонд осуществлялась помощь бедным и престарелым художникам и их семьям. С 1870 г. работали рисовальные классы МОЛХ, действовала библиотека для художников. В 1910 г. общество учредило ряд стипендий для учеников МУЖВЗ. В 1900-10-е гг. значение общества в художественной жизни Москвы заметно уменьшилось. Оно занималось, главным образом, устройством различных благотворительных мероприятий. В 1918 г. прекратило существование.

Московское товарищество художников (МТХ) -выставочное объединение, основанное осенью 1893 г. выпускниками МУЖВЗ. Официальный статус и свое название получило в 1896 г., когда был утвержден устав МТХ, провозглашавший целью объединения "способствовать успеху и развитию искусства в России, а также заботиться об интересах своих членов". В разные годы в него входили: М. Х. Аладжалов, С. В. Беклемишев, Л. М. Браиловский, В. А. Ватагин, В. В. Владимиров, А. С. Голубкина, И. С. Ефимов, С. А. Виноградов, В. Д. Замирайло, И. И. Нивинский, Д. И. КИплик, Е. Д. Поленова, В. Д. Поленов, Ф. И. Рерберг и др. Товарищество проводило регулярные выставки, на которых демонстрировалась не только живописть, но и ДПИ, и графика. Состав экспонентов был крайне пестрым. В начале 1900-х гг., в частности, на выставках МТХ преобладали символистские тенденции. Постепенно интерес к деятельности МТХ упал. Последняя выставка объединения была показана в 1924 г.

"Мост" (нем. "Die Brücke") - объединение немецких художников-экспрессионистов, основанное в 1905 г. в Дрездене. В объединение входили художники Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлув, М. Пехштейн; недолго к ним примыкал Э. Нольде. Выработанный группой стиль заключался в деформации предметного мира, в упрощении и резком форсировании форм, в применении локальных диссонирующих цветовых сочетаний. В своем творчестве члены объединения ориентировались на искусство В. ван Гога и Э. Мунка, искусство средних веков и работы художников-примитивистов. Свою миссию они видели в том, чтобы эпатировать буржуазное общество, бросив вызов устоявшимся нормам его морали. Объединение существовало до 1913 г.

"Мюссаровские понедельники" - общество, возникшее в 1881 г. в Петербурге по инициативе Е. И. Мюссара (первоначальное название - Общество для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения). Оно объединяло профессиональных художников, меценатов, коллекционеров. Деятельность общества носила клубный характер. Еженедельные собрания проводились по понедельникам в особняке на Английской набережной, 6. После смерти Мюссара в 1896 г. общество получило название "Мюссаровские понедельники". Собрания включали в себя совместное рисование, концертную часть и товарищеский ужин. Исполненные художниками работы продавались, а вырученные средства использовались на благотворительные цели. С 1914 г. общество организовывало персональные выставки своих старейших членов. Участниками "Мюссаровских понедельников" в разные годы были А. К. Беггров, Я. Я. Бельзен, В. А. Бобров, Ф. Ф. Бухгольц, П. К. Вениг, В. П. Верещагин, А. К. Денисов-Уральский, Н. Н. Каразин, И. Е. Крачковский, Л. Ф. Лагорио, В. В. Матэ, Л. О. Премацци, Н. К. Рерих, М. В. Рундальцов и др. Весной 1917 г. общество художников "Мюссаровские понедельники" вошло в Союз деятелей искусств.

"Наби´", "набды´" (франц. nabis, от древнеевр. наби - пророк) - группа французских художников-постимпрессионистов, оформившаяся в Париже в конце 1880-х гг. Просуществовало до 1905 г., последняя выставка состоялась в 1899 г. В группу входили Э. Бернар, П. Боннар, М. Дени, Ж.-Э. Вюйар, К. Руссель, П. Серюзье, Ф. Валлотон, Я. Веркаде, А.-Г. Ибель. Позже к ним присоединились П. Рансон, И. Риппл-Ронаи, скульптор Ж. Лакомб, М. Баллин, А. Майоль. "Набиды" продолжали разрабатывать направление, выявленное в живописи П. Гогеном и художниками понт-авенской школы, пластические поиски французского варианта стиля модерн, а также идеи и тематику символистов. Отсюда их обращение к античным мифам и средневековым легендам, увлечение народным искусством, старофранцузскими гобеленами и витражами. Вслед за Гогеном художники группы "Наби" обратились к изучению японской гравюры, что нашло отражение в плоскостном решении их работ, орнаментальности, декоративной обобщенности форм, гармонии ритмов. Особой областью творчества "набидов", роднящей их с английскими прерафаэлитами, явилось обращение к декоративно-прикладному искусству (эскизы для ковров, витражей, мебели и т. д.). Другой особенностью группы было увлечение ее членов монументальной живописью, не случайно уже после того, как группа перестала существовать, Дени, Серюзье, Руссель, подверженные религиозно-мистическому восприятию мира, занялись церковными росписями.

Назарейцы (нем. Nazarener, от евр. Nazareth - "огражденное место", название города в Галилее, где прошли детство и юность Христа) - члены группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления. Группа сложилась в Вене в 1809-09 гг., названа "Братством Святого Луки" по имени евангелиста, который, по преданию, выполнил с натуры первое изображение Богоматери и поэтому считается покровителем художников. В группу входили молодые живописцы Ф. Овербек, Ф. Пфорр, К. Фогель. Окончательное формирование группы произошло в 1810 г., когда художники переехали в Рим и обосновались в пустовавшем монастыре Сан-Исидоро. Кроме названных выше живописцев в нее вошли П. Корнелиус, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт и др. Группа подражала жизни средневековых религиозных братств и художественных артелей. Это выражалось даже во внешнем облике членов (например, носили полудлинные волосы - такая прическа, "алла назарена", была распространена в средние века). Отсюда полуироническое название "назарейцы", закрепившееся за членами группы. Оно указывало не только на увлечение художников искусством средневековья, но и на их религиозные устремления. "Назарейцы" боролись прежде всего с "безнравственностью" позднего классицизма, стремясь вернуть искусству духовность, утраченную в искусстве нового времени. Образцом для своего творчества они избрали живопись Перуджино, раннего Рафаэля и Дюрера. Однако, намеренно отказавшись от впечатлений живой реальности, они довольно скоро впали в эпигонство и холодное стилизаторство. Об этом свидетельствуют такие коллективно выполненные работы, как фрески на библейские темы в доме Бартольди в Риме (1816-17) и росписи Казино Массимо в Риме на распространенные в искусстве романтиков сюжеты "Освобожденного Иерусалима" Т. Тассо (1819-30). В 1820-30-е гг. большинство "назарейцев" возвратилось на родину. В истории искусства творчество и особенно идейно-нравственные концепции "назарейцев" оказали воздействие на А. А. Иванова в ранний период работы над картиной "Явление Христа народу", а также на английских прерафаэлитов.

Новое общество живописцев (НОЖ) - основано в 1921 г. в Москве выпускниками Вхутемаса (С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, А. М. Нюренберг, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский). Возникло как оппозиционное беспредметному искусству. Обращаясь к сюжетной живописи, члены НОЖ использовали традиции народного лубка, приемы примитивизма и экспрессионизма. В 1922 г. участники НОЖ организовали выставку своих работ в Москве. Общество распалось в 1924 г. Ряд его членов перешел в АХРР и "Бытие".

"Новая художественная мастерская" - учебно-творческая студия, организованная в 1911 г. в Петербурге по инициативе "мирискусников" А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского и Е. Е. Лансере. В разные годы в ней преподавали М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев. В числе учеников были Н. П. Акимов, Н. А. Бенуа, Г. С. Верейский, В. А. Милашевский и др. Деятельность мастерской прекратилась в 1917 г.

Новое художественное общество (нем. Neue Künster Vereinigung) - немецкое объединение художников-экспрессионистов, основанное в январе 1909 г. в Мюнхене. В него входили В. В. Кандинский, А. Г. Явленский, М. А. Веревкина, В. Мюнтер, А. Кубин и др. Впоследствии к группе примкнул Ф. Марк. В 1910 г. в Мюнхене было проведено две учредительных выставки, в которых, кроме русских и немецких художников, участвовали также французы П. Пикассо, Ж. Брак, Ж. Руо и др. В конце 1911 г. В. Кандинский и Ф. Марк вышли из общества и организовали группу "Синий всадник". Поводом к расколу послужило то, что остальные члены объединения отвергали чистую абстракцию.

"Ноль-десять" - объединение художников кубо-футуристов, существовавшее в 1917 г. в Петрограде. Созданию объединения предшествовала выставка под названием "Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0, 10", состоявшаяся в декабре 1915 - январе 1916 г. в Петрограде. Инициатором ее был И. А. Пуни, участниками - Н. И. Альтман, К. Л. Богуславская, М. М. Васильева, В. В. Каменский, А. М. Кириллова, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова и др. На выставке были широко представлены супрематические работы К. С. Малевича (около сорока, в том числе знаменитый "Черный квадрат") и его последователей. Слово "последняя" в названии выставки, по мнению устроителей, должно было означать завершение кубо-футуристического периода в русской живописи и переход к новому этапу - беспредметности. Название "0, 10" связано с идеей Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и переходе "за ноль" (сформулированная в его брошюре "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм", выпущенной в свет одновременно с открытием выставки). Участниками выставки декларировалась "свобода предмета от смысла, уничтожение утилитарности. Картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенных смысла…" Выставка широко обсуждалась в художественных кругах. С ее резким неприятием выступил А. Н. Бенуа.
В апреле 1917 г. Богуславская, Кириллова, Клюн, Малевич, Меньков, Попова, Пуни, Розанова и Удальцова объединились в общество под названием "0, 10" и вступили в Союз деятелей искусств. В октябре-ноябре 1917 г. эта группа вошла в "Бубновый валет" и приняла участие в его последней выставке.

Ноябрьская группа (нем. Novembergruppe) - ассоциация художников, созданная в Берлине М. Пехштейном и И. Кляйном во время Ноябрьской революции 1918 г. Она объединяла представителей различных художественных тенденций, привлеченных новым социальным идеалом объединения художника и рабочего, связи искусства и жизни. В начале 1920-х гг. группа провела ряд выставок. Распалась в 1924 г. в связи с резким изменением общественной обстановки в Германии.

Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже - было основано в 1877 г. в Париже. Учредителями его стали художники М. М. Антокольский, А. К. Беггров, А. П. Боголюбов, Ю. Я. Леман, а также другие влиятельные лица - писатель И. С. Тургенев, банкир Г. О. Гинцбург, коллекционер А. Ф. Онегин. В 1978 г. был утвержден устав Общества. Цели Общества: знакомить парижскую публику с русским искусством; оказывать денежную помощь русским художникам и их семьям в Париже, помогать художникам в получении образования, а также в получении заказов и продаже произведений. В Общество влилась созданная ранее "Русская касса взаимного вспоможения в Париже". Общество выдавало ссуды и денежную помощь художникам и учащимся, проводило рисовальные вечера, концерты, литературные чтения и т. п. Кроме того, оно предоставляло мастерскую нуждающимся в ней художникам. Все мероприятия проходили в Клубе общества, где также действовала библиотека. В деятельности Общества принимали участие многие деятели русской культуры. Общество проводило в Париже периодические выставки, много сделало для увековечивания памяти И. С. Тургенева (собрало средства на надгробный памятник писателю, учредило стипендию его имени и т. п.). С 1896 г. называлось Обществом русских художников в Париже. С 1887 г. общество получало ежегодное пособие от русских властей. К концу XIX в. постепенно утратило свое влияние, прекратило деятельность в 1917 г.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!