Художественные объединения и творческие союзы России на рубеже XIX-XX вв.

"Мастера аналитического искусства" (МАИ) - объединение молодых ленинградских художников, учеников П. Н. Филонова. Оно зародилось летом 1925 г., когда Филонов преподавал во Вхутеине, и окончательно сложилось после первой выставки в 1927 г., когда был принят устав объединения. Официально прекратило существование в 1932 г., хотя занятия в мастерской Филонова продолжались до его смерти в блокадном Ленинграде в 1941 г.
На протяжении существования объединения его состав менялся. В общей сложности за все годы в него входило около семидесяти членов. Наиболее известные из них, составлявшие ядро коллектива: Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич, Н. И. Евграфов, С. Л. Закликовская, П. Я. Зальцман, Е. А. Кибрик, П. М. Кондратьев, Р. М. Левитон, А. Е. Мордвинова, А. И. Порет, А. Т. Сашин, И. И. Суворов, В. А. Сулимо-Самуйлло, Ю. Б. Хржановский и М. П. Цыбасов.
Творческий метод объединения основывался на принципах, разработанных Филоновым в его теоретических работах "Канон и закон", 1912; манифест "Сделанные картины", 1914; "Декларация "Мирового расцвета"", 1923 и др. Основная идея этого метода: приблизиться в художественном творчестве к воспроизведению созидательных процессов природы, а не ее предметных форм.
Впервые объединение заявило о себе значительной выставкой, показанной в 1927 г. в ленинградской Доме печати. На ней экспонировались живописные произведения и скульптура. Одновременно на сцене Дома печати шла постановка пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" в оформлении членов объединения МАИ. В конце 1928-начале 1929 г. филоновцы участвовали в выставке "Современные ленинградские художественные группировки". Несколько позже небольшие выставки их работ были показаны в АХ. Значительным событием в истории книжной графики стал выход в свет в декабре 1933 г. финского эпоса "Калевала" в издательстве "Academia". Иллюстрации в книге были выполнены под руководством Филонова тринадцатью членами МАИ.
Несмотря на активную творческую деятельность и абсолютную лояльность искусство Филонова и возглавляемого им объединения не были одобрены властями и подвергались резкой критике в официальной печати. Причем характер критики, как правило, носил политическую окраску: работы Филонова расценивались как "крайнее выражение мироощущения упадочнических слоев мелкой буржуазии и интеллигенции". В 1930 г. пришел официальный запрет на открытие персональной выставки Филонова, уже подготовленной сотрудниками ГРМ. Это вызвало брожение в рядах его учеников, нанесло удар по объединению. Часть художников покинула МАИ. С 1932 г. имя Филонова было изъято из художественной жизни; весной этого года МАИ официально прекратило свое существование.

"Метод" - художественное объединение, основанное в 1922 г. старшекурсниками московского Вхутемаса. Ядро составили художники С. А. Лучишкин, С. Б. Никитин, М. М. Плаксин, К. Н. Редько, Н. А. Тряскин, А. Г. Тышлер. К первоначальному составу примкнули З. Комисаренко, А. А. Лабас и П. В. Вильямс. Всех их объединяли формальные искания в духе конструктивизма и абстрактного искусства. Руководителем и теоретиком группы выступал С. П. Никитин, которому принадлежит разработка нового направления, нового метода в искусстве, названного "проекционализмом". Согласно этому методу, общему для всех видов творчества, художник должен производить не бытовые предметы, а только их "проекции", то есть давать образец для массового промышленного производства. Живописи отведена роль "наиубедительнейшего средства выражения МЕТОДА (ПРОЕКЦИЙ) - организации материалов".
Первая выставка "проекционистов" прошла в 1922 г. в Музее живописной культуры и получила положительный отзыв в печати. Критика увидела в работах художников "маленький шаг вперед … от односторонности чисто красочного супрематизма Малевича и бесцветного конструктивизма Татлина". В мае 1924 г. художники группы участвовали в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства". Подавляющее большинство работ (за исключением композиций Тышлера, Плаксина и Лучишкина) - абстрактные или близкие к абстрактным композиции. Экспонировались также странные работы, представлявшие собой соединение аналитических схем с фотографиями и текстом, поясняющим направление нового творческого эксперимента. Эксперимент этот группа "Метод" распространила и на сферу театра. По инициативе Лучишкина и Никитина была создана театральная труппа, так называемый "Проекционный театр", который в 1920-е гг. осуществил несколько новаторских постановок. Одна из них - "Трагедия А. О. У." (оформление Н. А. Тряскина), показанная в 1929 г. в московском Доме печати, - явилась одним из первых опытов абстрактного оформления спектакля. Инженерной новацией Тряскина стал разработанный и примененный в этом спектакле специальный движущийся сценический станок. Группа "Метод" просуществовала до 1925 г., когда все ее члены, за исключением Редько и Никитина, вошли в состав ОСТа.

Мир искусства" - художественное общество, основанное в 1898 г. в Петербурге группой молодых живописцев и графиков. Созданию общества предшествовал кружок, организованный в конце 1880-х гг., выпускниками частной гимназии К. И. Мая: А. Н. Бенуа, Д. В. Философовым, В. Ф. Нувелем. Вскоре к ним присоединились Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок, К. А. Сомов. Целью этого объединения стало изучение художественной культуры, как современной, так и прошедших эпох, воспринятой синтетически, во всем многообразии видов, форм, жанров искусства и быта. С середины 1890-х гг. группу возглавил С. П. Дягилев.
Первой публичной акцией объединения стала "Выставка русских и финляндских художников", открытая в январе 1898 г. в Музее училища барона А. Л. Штиглица. Наряду с членами объединения в ней приняли участие известные живописцы - М. А. Врубель, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. А. Серов, и финские художники В. Бломстед, А. Эдельфельт и др. После успешной выставочной акции весной 1898 г. Дягилев при участии членов кружка организовал литературно-художественный журнал "Мир искусства", издававшийся на средства меценатов М. К. Тенишовой и С. И. Мамонтова. Журнал выступал против догматического следования канону, не приемля академизм как систему, лишающую художника прав на самовыражение. Другое направление, также подвергавшееся критике, - живопись передвижников, по мнению мирискусников, страдавшая иллюстративностью, назидательностью в ущерб художественным качествам произведения. Журнал выступал за индивидуализм в творчестве, свободное раскрытие мастером всех граней его таланта. За период изданий журнала (1898-1905) в двенадцати его номерах редакция представила читателям разные направления в истории русского и западного искусства. В первых номерах много внимания было уделено современным художникам так называемого национального русского стиля, связанным с абрамцевским кружком: В. М. Васнецову, С. В. Малютину, Е. Д. Поленовой, М. В. Якунчиковой. В дальнейшем в поле зрения мирискусников оказалась русская культура XVIII - первой половины XIX в. Именно они заново "открыли" для широкой публики творчество Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова. Они также заложили основы изучения истории и архитектуры Петербурга, опубликовав на страницах журнала статьи о зодчих русского барокко и классицизма. При этом "Мир искусства" не замыкался лишь на проблемах национальной культуры. Напротив, журнал знакомил своих читателей с состоянием современной художественной жизни Западной Европы, публикуя обширные, снабженные репродукциями статьи о творчестве А. , Ф. Штука, П. Пюви де Шавана, Г. Моро, Э. Берн-Джонса и других художников, работавших в основном в стиле модерн. В журнале печатались также многие поэты символистского направления и статьи на религиозно-философские темы. Журнал отличался высокой культурой издания, изысканным художественным оформлением и превосходным полиграфическим исполнением. Его последний, двенадцатый номер вышел в начале 1905 г. Журнал прекратил существование из-за отказа меценатов финансировать его.
Под эгидой журнала "Мир искусства" организовывались и художественные выставки. Первая такая выставка состоялась в январе-феврале 1899 г. В ней наряду с ведущими русскими художниками участвовали иностранные мастера (К. Моне, Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, Дж. Уистлер и др.). Были показаны также изделия декоративно-прикладного искусства. Четыре последующие художественные выставки, организованные журналом "Мир искусства", прошли в 1900-03 гг. (четвертая была показана также и в Москве). В них приняли участие более шестидесяти художников, в том числе такие выдающиеся мастера, как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. С. Голубкина, М. В. Добужинский, П. В. Кузнецов, А. П. Рябушкин. В 1902 г. произведения мирискусников были выставлены в русском отделе Международной выставки в Париже, где К. А. Коровин, Ф. А. Малявин, В. А. Серов и П. П. Трубецкой получили высшие награды. В 1903 г. мирискусники объединились с московской группой "36 художников", образовав "Союз русских художников". С 1903 по 1910 гг. "Мир искусства" формально не существовал. Вместе с тем С. П. Дягилев в 1906 г. устроил под этим названием выставку, в которой наряду с основным ядром объединения участвовали молодые художники - Б. И. Анисфельд, М. Ф. Ларионов, В. Д. и Н. Д. Милоти, Н. Н. Сапунов, А. Г. Явленский и др. Затем мирискусники показали свои работы на выставке русского искусства в парижском Осеннем Салоне, позже экспонированной в Берлине и в Венеции. С этого времени Дягилев начинает самостоятельную деятельность по пропаганде русского искусства на Западе. Ее вершиной стали так называемые "Русские сезоны", ежегодно проходившие в Париже в 1909-14 гг. Оперные и балетные спектакли на музыку классическую и современную в новаторских постановках молодых режиссеров-хореографов, в исполнении целой плеяды звезд, в оформлениях Бакста, Бенуа, Билибина, Головина, Коровина, Рериха - составили эпоху в истории не только русской, но и мировой культуры.
С 1910 г. начинается новый, второй этап в истории объединения "Мир искусства". А. Н. Бенуа и вместе с ним семнадцать художников вышли из "Союза русских художников" и создали самостоятельное общество под известным уже названием. Его членами стали Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, О. Э. Браз, И. Э. Грабарь, Г. И. Нарбут, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, А. Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. К. Рерих, В. А. Серов, К. А. Сомов, Н. А. Тархов, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яремич. Новое объединение вело активную выставочную деятельность в Петербурге-Петрограде и других городах России. Основным критерием отбора произведений для выставок провозглашалось "мастерство и творческая оригинальность". Такая терпимость привлекла на выставки и в ряды объединения многих талантливый мастеров. Объединение быстро разрасталось. В него вступили Б. И. Анисфельд, К. Ф. Богаевский, Н. С. Гончарова, В. Д. Замирайло, П. П. Кончаловский, А. Т. Матвеев, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, З. Е. Серебрякова, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, И. А. Фомин, В. А. Шуко, А. Б. Щусев, А. Е. Яковлев и др. В числе экспонентов появились фамилии И. И. Бродского, Д. Д. Бурлюка, Б. Д. Григорьева, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Е. Татлина, Р. Р. Фалька, М. З. Шагала и др. Понятно, что непохожие, иногда прямо противоположные творческие установки участников не способствовали художественному единству как выставок, так и самого объединения. Со временем это привело к серьезному расколу объединения. Последняя выставка "Мира искусства" прошла в 1927 г. в Париже.

"Мишень" - крупная выставка группы московских художников, прошедшая в марте-апреле 1913 г. в Художественном салоне на Большой Дмитровке. Организована М. Ф. Ларионовым, который считал ее завершающей в ряду выставок "Бубновый валет" (1910-11) и "Ослиный хвост" (1912). Открытию экспозиции предшествовал диспут в Политехническом музее на тему "Восток, национальность и Запад", где с докладами выступили М. Ф. Ларионов ("Лучизм Ларионова"), И. Зданевич ("Футуризм Маринетти") и А. В. Шевченко. На выставке были показаны работы художников-авангардистов Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, М. Ле-Дантю, К. С. Малевича, М. З. Шагала, А. В. Шевченко и др. Экспонировались также картины художников-самоучек, в том числе Н. Пиросманашвили (единственная прижизненная выставка художника), детские рисунки, вывески, работы неизвестных художников-примитивистов. В каталоге выставки, написанном самим Ларионовым, сформулированы программные положения его группы: “…Признание всех стилей, которые были до нас и созданы теперь, как то - кубизма, футуризма, орфеизма; провозглашаем всевозможные комбинации и смешение стилей. Нами создан собственный стиль "лучизм", имеющий в виду пространственные формы … Мы стремимся к Востоку и обращаем внимание на национальное искусство … Мы протестуем против рабского подчинения Западу, возвращающему нам наши же и восточные формы в опошленном виде и все нивелирующему…”.

"Московские живописцы" - общество художников, основанное в 1925 г. бывшими членами "Бубнового валета" и молодыми живописцами, вышедшими из "Бытия". В общество входили около сорока художников, среди них: М. Н. Аветов, И. Э. Грабарь, А. Д. Древин, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский, Б. Д. Королев, А. В. Лентулов, И. Н. Машков, В. В. Рождественский, Н. А. Удальцова, А. А. Осмеркин, Р. Р. Фальк и др. Основная задача, которую ставили перед собой художники объединения, - соединить советскую тематику с живописными принципами постимпрессионизма и кубизма. В 1925 г. они провели в Москве выставку работ объединения. В 1926 г. "Московские живописцы" в полном составе вошли в АХРР, а на следующий год большинство членов общества покинули АХРР и организовали Общество московских художников.

"Московский салон" - общество художников, организованное в 1910 г. выпускниками МУЖВЗ. В манифесте "Московского салона" декларировалась идея объединения самых разных художественных направлений "при условии каждой нести в жизнь художественные ценности". В феврале 1911 г. открылась первая выставка общества, ее отличал широкий состав участников. Впоследствии регулярные выставки "Московского салона" объединяли, как правило, приверженцев неоклассического направления в искусстве. За время своего существования "салон" показал семь выставок живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного искусства, архитектуры. Среди участников выставок были С. В. Герасимов, Н. С. Гончарова, А. С. Голубкина, П. П. Кончаловский, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Д. И. Митрохин, М. С. Сарьян, Н. М. Чернышев и др.
Общество распалось весной 1921 г. Впоследствии его члены стали основателями объединения "Жар-цвет".

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!