Художественные объединения и творческие союзы России на рубеже XIX-XX вв.

"Гилея" - литературно-художественное объединение кубофутуристов, возникло в мае 1910 г. Начало ему положило содружество братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюков и Б. К. Лившица, сложившееся в имении Чернянка Таврической губ., где в 1907-14 гг. жила семья Бурлюков. Само слово "Гилея" - в переводе с древнегреческого "Лесная" - название области в Скифии. В "Гилею", помимо ее основателей, входили Е. Г. Гуро, А. Гей (С. М. Городецкий), В. В. Каменский, А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский и др. Их также называли "будетлянами" и кубофутуристами. "Гилею" считают самой ранней и самой радикальной футуристической группировкой в России. В марте 1913 г. литературное объединение "Гилея" вошло в состав "Союза молодежи", однако название "Гилея" еще долго использовалось участниками группы.

"Голубая роза" - объединение художников символистской направленности, возникшее в 1907 г. в Москве. Получило название от одноименной выставки, организованной в 1907 г. журналом "Золотое руно", издававшимся на средства любителя искусства и мецената Н. П. Рябушинского. Вокруг журнала группировались московские поэты-симолисты во главе с В. Я. Брюсовым, которому, предположительно, принадлежит и идея названия выставки. В объединение входили живописцы и графики П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, Н. П. Феофилактов, братья В. Д. и Н. Д. Милиоти, А. В. Фонвизин и др. Ядро составляли участники саратовской выставки "Алая роза", проходившей в 1904 г. Решающее влияние на формирование стиля объединения "Голубая роза" оказало творчество В. Э. Борисова-Мусатова. Для работ "голуборозовцев" характерно выраженное декоративное начало; создание своеобразных живописных произведений, сочетающих принципы станковизма и монументальности (картина-гобелен, картина-панно) с преобладанием элегической, мистико-иносказательной тематики. Не случайно для некоторых из них - Сапунова, Судейкина - органичным стал переход в область театрально-декорационного искусства. Работы художников "Голубой розы" отличает изысканность линейного ритма, тяготение к плоскостному решению, к мягкому, приглушенному колориту, часто - к тональной живописной организации композиции. Выставки объединения отличались особым, изысканным оформлением залов, убранных живыми цветами, обставленных "стильной" мебелью, украшенных искусно подобранными драпировками. В этой обстановке свои стихи читали поэты-символисты А. Белый, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, звучала музыка А. Н. Скрябина. Объединение прекратило свою деятельность в 1910 г. В 1925 г. в Москве состоялась ретроспективная выставка "Мастера "Голубой розы"".

"Жар-цвет" - объединение живописцев и графиков, основанное в Москве в декабре 1923 г. В него вошли главным образом бывшие члены "Мира искусства" (К. Ф. Богаевский, А. Е. Архипов, М. А. Волошин, В. А. Ватагин, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, М. В. Добужинский, Д. И. Митрохин, П. И. Нерадовский, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, Н. Э. Радлов, В. Д. Фалилеев и др.) и "Московского салона". Их объединяло внимание к вопросам художественного мастерства, к культуре живописи и рисунка, к картине в ее традиционной форме. В то же время работы этих художников зачастую тяготели к декоративной стилизации. "Жар-цвет" действовал в основном как выставочное объединение, в 1924-29 гг. в Москве было организовано пять выставок его членов. Объединение распалось в 1929 г.

"Золотое сечение" (франц. "Section d'Or") - художественное объединение, возникшее в Париже в 1911 г. и окончательно сложившееся после первой кубистической выставки, организованной в октябре 1912 г. в галерее Ла Буэтье. В состав объединения входили около тридцати художников-кубистов, среди них Ф. Леже, А. Глез, А. Метцинже, А. Ле Фоконье. Участники "Золотого сечения" отвергая традиционную живопись, провозглашали новые задачи искусства: создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от реальности объективной. Работы этих художников строятся на сочетании прямых линий, граней и кубоподобных форм.

"Изограф" - профессиональный союз московских художников, основанный 14 мая 1917 г. Инициаторами создания союза выступили бывшие члены Профессионального союза художников-живописцев Москвы, которые вышли из него в результате возникших организационных разногласий. Кроме того, в "Изограф" вошли представители других художественных объединений - ТПХВ, СРХ, "Мира искусства". Среди членов союза немало известных имен: А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, А. М. и В. М. Васнецовы, С. Ю. Жуковский, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, В. Д. Поленов, Л. В. Тружанский, Д. А. Щербиновский, К. Ф. Юон, М. Н. Яковлев и др.
Члены "Изографа" ставили своей целью защищать профессиональные интересы художников и охранять памятники искусства. Объединившись в сложный период, когда в России шла ожесточенная политическая борьба, члены союза встали перед необходимостью определить свою гражданскую позицию. Сначала они объявили о политическом нейтралитете, но уже в декабре 1917 г. активно поддержали Советскую власть. В полном соответствии со своими задачами союз в феврале 1918 г. стал коллективным членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и солдатских депутатов. В сентябре 1919 г. "Изограф" вошел в Профсоюз работников искусств и тем самым прекратил свое самостоятельное существование.

"Круг художников" - объединение живописцев и скульпторов, организованное в 1926 г. в Ленинграде. В первоначальный состав вошли в основном выпускники Вхутеина 1925 г., ученики живописцев А. Е. Карева, А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина, скульптора А. Т. Матвеева. Ядро организации составили художники А. С. Ведерников, М. Ф. Вербов, Г. Кортиков, Т. Купервассер, С. Куприянова, Г. Лагздынь, В. В. Пакулин (председатель объединения), А. Ф. Пахомов, А. И. Русаков, Г. Н. Траугот и др. Состав постепенно расширялся за счет вступления в члены общества творческой молодежи Ленинграда. Всего в "Круг художников" за время его существования входило около пятидесяти членов. Свои задачи участники объединения видели в том, чтобы "утвердить в нашей стране живопись и скульптуру как искусства, и профессии живописца и скульптора как подлинные профессии… По линии профессиональной - это учет и анализ всего художественного наследия прошлого и использование того формального опыта, который, повышая изобразительную культуру художника, содействует живописно-критическому познанию современности. По линии общественной - увязка и сотрудничество с советской широкой общественностью" (из декларации общества "Круг художников", 1926 г.).
Объединением были организованы три большие отчетные выставки (1927, 1928, 1929) и одна передвижная (1929-30). Участники "Круга художников" вели активную художественно-просветительскую работу: проводили лекции, экскурсии. На выставках "Круга" устраивались обсуждения-диспуты. С докладами о современном состоянии искусства выступали известные искусствоведы Н. Н. Пунин, В. В. Воинов и др.
Со времени оформления "Круга художников" его члены вступили на путь открытой конфронтации с имевшим гораздо более сильную официальную поддержку АХРРом. "Круговцы" обвиняли "ахровцев" в "протокольном реализме" в ущерб формальному построению произведения, его пластической выразительности, фактурной и колористической гармонии. Идеологи АХРРа и Пролеткульта, в свою очередь, обвиняли "круговцев" в чрезмерном увлечении именно формальными экспериментами, которыми они, якобы, "прикрывают свою буржуазную наготу, свою классовую физиономию, свое политическое убожество". В свете общей идеологической ситуации в стране дело могло принять весьма серьезный оборот. Стремясь не допустить такого развития ситуации, художники "Круга" в 1928 г. приняли решение "об усилении коллективного руководства непосредственно в процессе работы художника над холостом" и создании при обществе "Бюро контроля идеологии". Это вызвало раскол в самом объединении. Ряд членов, возмущенных установлением внутренней цензуры, покинул его ряды. Активная деятельность общества после 1930 г. прекратилась. Формально "Круг художников" просуществовал до весны 1932 г.

Кружок любителей русских изящных изданий - возник в Петербурге в 1903 г. по инициативе И. И. Лемана. Объединял петербургских библиофилов и любителей искусств, коллекционеров. Членами кружка были М. А. Остроградский, И. В. Ратьков-Рожнов, П. Е. Рейнбот, Е. Н. Тевяшев, Н. В. Соловьев и др., председателем - В. А. Верещагин. Кружок осуществлял издательскую и выставочную деятельность, проводил аукционы. В 1907-16 гг. участники Кружка принимали участие в издании ежемесячного журнала "Старые годы". В 1908-11 гг. усилиями Кружка были изданы четыре выпуска "Материалов для библиографии русских иллюстрированных изданий".

Культур-Лига - центр еврейской культуры на Украине. Организована в Киеве в 1917 г. В секцию искусств Культур-Лиги входили художники Б. А. Аронсон, М. Каганович, Э. Лисицкий, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин, С. М. Шор, М. И. Эпштейн и др. При секции существовала художественная школа. В феврале-апреле 1920 г. Культур-Лига провела в Киеве "Еврейскую художественную выставку скульптур, графики и рисунков". После роспуска Культур-Лиги (1920) на базе мастерских Секции искусств была организована Еврейская художественно-промышленная школа под руководством М. И. Эпштейна.

Левый фронт искусства (ЛЕФ; с 1929 - Революционный фронт искусства - РЕФ) - литературно-художественное объединение, созданное в Москве в конце 1922 г. представителями авангардистских направлений. Ядро группы составили поэты, художники, архитекторы - Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, А. А. Веснин, К. В. Иогансон, В. В. Каменский, Г. Г. Клуцис, А. Е. Крученых, Б. А. Кушнер, А. М. Лавинский, В. В. Маяковский, Л. С. Попова, А. М. Родченко, С. М. Третьяков, В. Ф. Степанов, В. Е. Татлин. Идейная программа ЛЕФа получила развитие в статьях, которые печатались на страницах журналов "ЛЕФ" (1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28), издававшихся под редакцией В. В. Маяковского. "Лефовцы" претендовали на создание нового революционного искусства, которое, по их мысли, должно было стать "подлинно пролетарским" и навсегда заслонить в сознании масс классическое "буржуазно-дворянское" культурное наследие. “Художественная культура будущего создается на фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских”, - писал один из идеологов левого искусства О. М. Брик. "Лефовцы" считали себя преемниками пластических идей кубофутуристов. Свою задачу они видели в том, чтобы формировать новую жизненную среду и "нового человека", называя это "жизнестроением". Внедрение искусства в быт, работа над созданием современных по формам, рациональных, удобных в пользовании бытовых предметов, стремление внедрить их в массовое производство дало толчок развитию дизайна. Придавая огромное значение агитационной роли искусства, "лефовцы" многое сделали для развития его агитационных и документальных жанров - плаката, фотографии (фоторепортажа) и фотомонтажа, документального кино; в журналистике - репортажа, в литературе - документального очерка. Они активно выступали за сближение искусства с жизнью, отвергая его классические формы - картину в живописи, роман в литературе и т. д.; стремились создать новые, динамичные формы творчества, связанные с производством, - "производственное искусство". В программных документах ЛЕФа декларируется теория "социального заказа" в искусстве и литературе, вполне согласующаяся с той активной ролью, которую лефовцы отводили творчеству в процессе жизнестроения.
В 1920-е гг. идеи ЛЕФа имели большой резонанс и распространение в среде творческой молодежи. Его отделения появились в Одессе (Юго-ЛЕФ), Ленинграде (Лен-ЛЕФ), Казани (Тат-ЛЕФ), Иваново-Вознесенске, Баку и Тифлисе. Установки ЛЕФА разделяли сибирская литературная группа "Настоящее", украинская - "Новая генерация", белорусская - "Литературно-мастацка коммуна", дальневосточный журнал "Творчество". Провозглашенная ЛЕФом программа сближения искусства с производством оказала заметное влияние на организацию учебных процессов во Вхутемасе и Инхуке.
В конце 1920-х гг. объединение занималось главным образом проблемами литературы, все агрессивнее проявляя свою политико-идеологическую направленность. В 1929 г. ЛЕФ был переименован в РЕФ ("Революционный фронт искусства"). В начале 1930 г. объединение прекратило существование.

"Магазин" - выставочное объединение московских и петроградских художников. Выставка под названием "Магазин" открылась в Москве в марте 1916 г. (она проходила в помещении магазина на Петровке - отсюда ее название). В ней участвовали художники-футуристы Л. А. Бруни, М. М. Васильева, И. В. Клюн, А. А. Моргунова, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Е. Татлин, С. И. Дымшиц-Толстая и др. Одним из организаторов был К. С. Малевич, однако из-за разногласий с другими участниками он не выставлял свои работы. Весной 1917 г. участники выставки и петроградские художники основали под тем же названием Общество совершенствования зрения и слуха. В него также вошли С. К. Исакова, П. В. Мутрич, В. А. Милашевский, Б. А. Зенкевич, искусствовед Н. Н. Пунин и композитор А. С. Лурье. Члены общества стояли на позициях авангардного искусства.

"Маковец" (до 1924 г. - Союз художников и поэтов "Искусство - жизнь") - объединение, основанное в Москве в 1921 г. по инициативе молодых художников и литераторов, которые отстаивали высокую духовность искусства, выступали за наследование классических традиций. В объединение вошли участники выставок "Московского салона", "Мира искусства", отчасти "Бубнового валета" а также художественная молодежь: Амфион Решетов (Н. Н. Барютин), С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, И. Ф. Завьялов, Е. О. Машкевич, В. Е. Пестель, М. С. Родионов, С. М. Романович, Н. М. Рудин, П. А. Флоренский, В. Н. Чекрыгин, А. М. Чернышев, А. В. Шевченко и др.
С 1922 г. члены объединения издавали журнал "Маковец" (под редакцией А. М. Чернышева; вышло два номера). В журнале воспроизводились работы художников а также печатались стихи Н. Н. Асеева, П. Г. Антокольского, К. А. Большакова, Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова и др. Издание журнала явилось частью задуманной обширной программы, которая должна была включать выпуск поэтических сборников, трудов по истории и теории искусства. Программа не была реализована из-за недостатка средств. В основном по этой причине к концу 1923 г. литераторы ушли из объединения "Искусство - жизнь". Оставшиеся в нем художники трансформировали организацию в традиционную, выставочную, и дали ей название "Маковец". Кроме художественной выставки, состоявшейся в апреле-мае 1922 г. в московском Музее изящных искусств, художники "Маковца" организовали еще три самостоятельные экспозиции. В общей сложности в выставках объединения участвовали более тридцати художников.
Слабость объединения состояла в отсутствии единых творческих установок, что в скором времени и стало причиной его распада. На разнородность позиций входящих в "Маковец" художников неоднократно указывала и критика, отмечая, что "Маковец" является "уже не столько группировкой, художественным течением, сколько чисто житейским, организованным объединением". Внутри объединения сложились два основных направления. Одно из них, представленное творчество Чекрыгина, Жегина, Романовича, тяготело к космизму, высоким философским обобщениям, использованию историко-литературных реминисценций, библейских сюжетов. Другое - Герасимов, Родионов, Чернышев и др. - напротив, было обращено к реальной жизни, воспринятой в эмоциональном, лирическом ключе, к изображению городского быта и сельской природы. И если художники первой группы активно экспериментировали в области формального решения работ, то художники второй группы использовали традиционные классические формы. К 1926 г. отношения между группами резко обострились, часть активных членов "Маковца" покинула объединение, и деятельность его прекратилась.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!