Шедевры пастели из фондов Третьяковской галереи

Третьяковской галерее 150 лет

В собрании ГТГ хранится около 800 пастелей, некоторые были приобретены еще П.М.Третьяковым.
Пастель должна обязательно храниться под стеклом. Она очень уязвима: способна осыпаться от сотрясения, ей опасны всяческие путешествия, на ней гибельно сказывается действие прямых солнечных лучей, перепады температуры, излишняя сухость или влажность. Постоянное беспокойство за сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать. Увидеть их в залах музея - редкое и значительное событие.
Слово пастель (pastello) происходит от итальянского pasta - паста или тесто. Так называют материал для рисования, технику, в которой работает художник, и, наконец, художественное произведение, рисованное пастельными карандашами.
Пастель представляет собой цветные мелки, спрессованные в виде палочек из тонко размолотой смеси, в которую входили три ингредиента: красящий пигмент, минеральный наполнитель (мел или особый сорт глины) и связующее (в большинстве случаев - гуммиарабик). Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков.
Пастель появилась в художественной практике в конце XV века. Редчайший образец ее употребления - в этюде Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы д'Эсте Мантуанской (1495), исполненном черным мелом, сангиной и пройденном в нескольких местах пастелью для легкого оттенения черного рисунка. Новую технику Леонардо называет colorire a secco (окрашивать сухим способом) и отождествляет с пастелью. По свидетельству художника, с этой техникой его познакомил французский поэт и придворный живописец Людовика XII - Жан Перреаль.
В начале XVI века пастель заняла прочное место в художественной практике. Вспомним возникший в это время французский карандашный портрет, особый тип погрудного портрета à troi crayons (в три карандаша - черным мелом, сангиной и пастелью), исполнявшийся с натуры в один-два сеанса. По-итальянски такое сочетание рисовальных материалов называлось a pastello. На протяжении нескольких веков подобные приемы рисования, уводящие к самым истокам пастельной техники, устойчиво сохраняются.
Сыпучая пастель плохо удерживается на поверхности, поэтому она требует специальной шероховатой основы. Палочками пастели работают на особых сортах бумаги, таких как «торшон», наждачная, на рыхлом, ворсистом картоне, замше, пергаменте, холсте. Разнообразны и приемы работы. Пастельные штрихи втираются пальцами, ладонью, специальными растушками (из бузинной сердцевины), кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами. Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать и писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью.
Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII веке. Однако художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли тон пастели, искажали ее первоначальную колористическую гамму, губили ее природную бархатистость и пушистость.
Еще Д.Дидро высказывал знаменитому пастелисту М.К. де Латуру свои опасения, что взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе. К счастью, его опасения не оправдались. Пастель оказалась достаточно выносливой. Это подтверждают хранящиеся в музеях Европы старинные пастели, до сих пор удивляющие свежестью своих красок, как знаменитая «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара из Дрезденской галереи.
В пастельных портретах XVIII века всегда присутствует щемящая нота, привкус изначальной обреченности, именно благодаря хрупкости самой техники - нежной, как пыльца на крыльях бабочки и столь же недолговечной и исчезающей от неосторожного прикосновения. Легко разрушающаяся пастель зримо воплощает идею бренности человеческого существования. Неслучайно А.Р.Менгс, немецкий художник и теоретик искусства XVIII века, сравнивал пастели с «бабочками в цветочном саду искусства».
В России техника пастели появилась во второй половине XVIII века, но никогда не достигала такой популярности, как в Европе. Первыми известными нам пастелистами были приглашенные иностранные мастера - Г.-Ф.Шмидт, В.Эриксен, Гагельганс, И.-Г.Шмидт, И.Барду и их младший современник К.Барду. Многие из них были портретистами. Их работы исполнены на хорошем профессиональном уровне, в традициях кабинетного портретного искусства. Им свойственно живописное решение, в них внимательно выписаны индивидуальные черты, тонко моделированы лица, напудренные парики, тщательно переданы детали одежды, тонкая пена кружев, загадочный блеск орденов, типичное для пастели нежное мерцание тонов. В этих маленьких, часто парных, фамильных портретах, некогда украшавших стены русских дворянских гнезд, предстают перед зрителем живые человеческие лица, знаменитые и безвестные, - лица, ушедшие в историю, но не канувшие в Лету, благодаря художникам, сохранившим их облик для потомков.
Многие пастельные портреты русских мастеров XVIII столетия остались анонимными. Неизвестны их авторы, так же как и изображенные ими лица. Из подписных работ этого времени назовем только превосходный «Портрет неизвестной», исполненный Степаном Яснопольским, весь образный строй которого, серебристо-жемчужная пастельная гамма перекликаются с произведениями Ф.С.Рокотова.
Среди пастелей середины XVIII века привлекают внимание такие раритеты, как «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», подготовительный рисунок, чуть тронутый цветной пастелью, известного гравера Г.-Ф.Шмидта, «Аллегории» в стиле рококо австрийца Гагельганса и «Столетняя царскосельская обывательница с семьей» датчанина В.Эриксена, являющая нам очень ранний образец крестьянского жанра в искусстве.
В эпоху романтизма — в первой четверти XIX века - пастель вновь появляется в портрете, становясь любимой техникой многих мастеров, в творчестве которых складывается своеобразный культ цвета. В ранних карандашных портретах О.А.Кипренского пастель звучит, как ведущая музыкальная партия. Интенсивность ее цвета придает карандашным портретам особое эмоциональное звучание, раскрывая тонкие душевные состояния его моделей. Пастель у Кипренского выступает как техника рисовальная, органично включенная в ткань рисунка.
Самый романтический художник эпохи - А.О.Орловский - активно работал пастелью, включая ее как важный компонент в свои энергичные и темпераментные произведения. Его рисунки, сочетающие быстрые штрихи итальянского карандаша со вспышками цвета сочной, звучной пастели, полны бурной страсти и душевных порывов.
В технике чистой пастели работал А.Г.Венецианов. Неизвестно, кто приобщил художника к пастельным краскам, но именно в этой технике он выполнял портреты на протяжении первой половины своего творческого пути. Пастелью Венецианов написал и несколько жанровых картин. В течение многих лет художник предпочитал пастель всем другим видам живописи, и она занимала доминирующее место в его портретной практике. Его портреты построены на мягком перетекании штрихов, на гармонии цветовых отношений, исполнены широко, свободно, размашисто. Тающие контуры, тонкие переходы одного цвета в другой, обобщенность форм - все это придает моделям тихую мечтательность и умиротворенность. Профессионально владея всеми выразительными средствами пастели, Венецианов преображал обыденность в высокую поэзию, находя прекрасное в «неизящной» натуре. Портретируя своих соседей по имению, художник воссоздал образы русского провинциального дворянства, узнаваемые по «Евгению Онегину» и «Повестям Белкина» А.С.Пушкина.
 Вслед за Венециановым некоторые художники обращаются в пастели к жанровым мотивам (И.В.Бугаевский-Благодарный «Капитошка», М.И.Теребенев «Кормилица», Ф.Г.Торопов «Портрет сына»).
В 1840–1850-х годах получает широкое распространение салонный портрет. Наряду с русскими художниками в этом жанре работают и иностранные мастера.
Время вносило изменения и в саму манеру пастельного письма. Жертвуя своей легкостью и воздушностью, она уплотняется, тяжелеет, словно соревнуясь с масляной живописью (Неизвестный художник «Портрет неизвестной в зеленом платье», Ф.-Э.-А.О’Коннель «Портрет ребенка в белом чепце»).
В пятидесятые - шестидесятые годы XIX века пастель практически исчезает из художественного обихода. По мере того как художники все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в русском искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, в области рисования все реже встречается многоцветная пастель.
Хрупкое, аристократическое искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом. Отказываясь от цветового многообразия, И.Н.Крамской находит свою особую технику, похожую по фактуре и родственную пастели. В «светописи» его портретов, исполненных сухим и мокрым соусом, линии исчезают в мягком тумане моделировки.
К классической пастельной технике обращаются редко, в тех случаях, когда нужно создать эквивалент живописи. Чистой пастелью работает П.М.Боклевский в копии живописного «Автопортрета» В.А.Тропинина, находя в этой технике возможности для передачи нюансов и эффектов масляной живописи.
Деликатно работает пастелью М.А.Зичи, следуя традиции западноевропейского портрета, используя навыки, обретенные в годы учения в Вене у Ф.Вальдмюллера. В большом «Портрете детей Солдатенковых» художник сочетает мягкие акварельные краски с пастелью, используя ее как дополнительное декоративное средство для создания портрета большого формата, по сути равнозначного живописному произведению.
В конце XIX века пастель переживает второе рождение. Искусство пастели существенно расширяет свою тематику, обнаружив при этом многообразие индивидуальных почерков и различие темпераментов художников.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!