История развития голландского и фламандского натюрморта

Уже учитель Калфа, автор "кухонных" натюрмортов Франсуа Рейкхалс, писал в последние годы жизни серебряные и позолоченные блюда и бокалы, китайский фарфор и венецианское стекло в сочетании с фруктами, омарами и другими изысканными яствами. "Плоды и омар на столе" (1940) - одна из лучших работ Рейкхалса. Несмотря на перегруженность, композиция держится четким противопоставлением горизонталей и вертикалей, а сами предметы переданы тонким и острым рисунком с выявлением их фактурных качеств. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом.
Виллем Калф (1622-1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХVII века, исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. К первому из них он был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта - от "кухонного" до "роскошного". К "кухонному" натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Но обе ранние работы - "Уголок кухни" и "Двор крестьянского дома" - написаны им позже, в Амстердаме, после знакомства с творчеством Рембрандта, влияние которого было решающим в становлении его как художника.
Никто другой, включая и самых талантливых учеников Рембрандта, не мог достичь того богатства и тонкости светотени, той сочности и глубины как бы изнутри светящихся красок, того горячего золотистого колорита, какие отличают произведения Калфа.
Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, "демократические" предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, - художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. В умении видеть живописную сторону предмета, в мастерстве перевода прозы материальных вещей на поэтический язык живописи Калф не имел соперников.
Но чаще это богатство живописных качеств сочетается в натюрмортах Калфа с роскошью и пышностью предметного мира, вошедшего в быт знатного буржуа второй половины ХVII века.
Картина "Десерт" - подлинный шедевр мастера. Она свидетельствует о победе новых качеств в натюрморте: яркой красочности, золотистого колорита, выразительной светотени и подвижной живописной пластики.
Виллем ван Алст и Юриан ван Стрек в своих лучших произведениях не уступали Калфу в изобразительном мастерстве, однако никогда не достигали его поэтической силы.
"Натюрморт с фруктами" (1681) Виллема ван Алста (1626 - после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством. И персики, и вишни, и виноград исполнены очень точно, но безжизненно. Несравнимо живее написан натюрморт "Закуска", созданный в более ранние годы.
Юриан ван Стрек (1632-1687) любил, как и Калф, изображать изящные предметы и изысканные завтраки. В его натюрморте "Закуска" с фарфоровым китайским кувшином соседствуют европейские часы, а южные апельсины и грецкие орехи - с голландской сельдью и луком. Все эти предметы погружены в мягкую полутень, которая становится еще заметнее рядом с палевой занавеской, перекинутой через медный прут.
Задуманный как "обман зрения" этот мотив деликатно введен в живописую ткань картины, подчеркивая глубину пространства и оживляя колорит. Часы, которые голландские натюрмортисты нередко включают в свои композиции, являются символом быстротечного времени. Богатая красочная гамма, сочный глубокий цвет, разнообразие тоновых переходов и тонкая светотень, отличающие произведения ван Стрека, ставят его в ряд крупнейших представителей голландского натюрморта.
Интерес к символике и эмблематике был в ХVII веке особенно велик, особенно в Голландии. Но символика, демонстративно выставляемая напоказ в аллегорических картинах других стран, в Голландии включается в произведения иных жанров - бытовую сцену, натюрморт, портрет, даже пейзаж как их естественная деталь; она выступает здесь в завуалированной форме, раскрывая второй, подспудный смысл картины.
Нигде, пожалуй, кроме Голландии, не встречаются изображения карманных часов в натюрмортах типа "venitas". Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа "Завтраков". Они символизировали здесь идею "умеренности". При этом особая любовь голландцев к тщательному выписыванию мельчайших деталей определила их обращение к изображению открытого часового механизма, что не по силам было, пожалуй, художникам других школ.
Искусство во Фландрии достигло расцвета уже в начале ХVII столетия, в то время как в Голландии оно проходило лишь период становления. Это связано с тема, что еще в ХV-ХVI веках на юге Нидерландов были сконцентрированы основные художественные центры, так что и до Нидерландской революции искусство там было более развито, чем на севере.
Наибольшего расцвета достигла живопись, во главе которой стоял Рубенс вместе со своими сподвижниками - Ван-Дейком, Снейдерсом, Иордансом, Броувером.
Рубенс, закладывая основы новой фламандской живописи, отталкивался не от маломощных нидерландских романистов, а прямо от искусства Италии, где он прожил в молодости несколько лет. Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения. Собственно, итальянское барокко для Рубенса не было образцом - вернувшись в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно итальянской, а не следом за ней.
И как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает сквозь прозрачные лессировки, так во фламандском барокко явственно просвечивает исконная нидерландская подоснова. Он привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой.
Франс Снейдерс (1579-1657), мастер, особенно близкий к Рубенсу по своему художественному мироощущению, в той узкой сфере деятельности, которую он себе избрал, - в натюрморте и изображении животных - следовал основным принципам созданного Рубенсом искусства.
К более раннему периоду творчества Снейдерса относится "Птичий концерт". Разнообразные представители царства пернатых изображены почти с педантической точностью настоящего орнитологического атласа. Отсюда – некоторая измельченность и сухость передачи, характерные и для старонидерландской традиции, к которой принадлежали все учителя художника.
Но вскоре происходит сближение Снейдерса с Рубенсом. Отныне они не раз работают совместно. Под непосредственным воздействием Рубенса возникают "Лавки" и "Кладовые" Снейдерса: "Лавка дичи", "Рыбная лавка", "Овощная лавка", "Фруктовая лавка" "Битая дичь и омар".
Натюрмортами, т.е. изображениями неодушевленной природы эти произведения Снейдерса назвать трудно. Живой мир, богатство и изобилие плодов земных, дарованных природой человеку, - вот что является их темой. В картинах Снейдерса обыденные рыночные сценки превращаются в грандиозные торжественные зрелища, в апофеоз земного плодородия.
Он не только делает осязательно реальными свежие, сочные, ароматные плоды, но умеет придать монументальность и значительность даже простой "Чаше с Фруктами на красной скатерти".
Люди, животные, целые сценки органически включаются в изображение.
Работы Снейдерса всегда имели декоративное назначение. Обычно они служили для украшения аристократических замков и богатых патрицианских домов. Так, например, некоторые "Лавки" художником были написаны для столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге; они должны были входить неотъемлемой частью в общий декоративный ансамбль помещения.
Снейдерс стал главой целой школы фламандских художников, писавших натюрморты и животных. Ближе всего к нему стоял его ученик Пауль де Вос (ок.1596-1678). Мастерски передавая индивидуальные повадки различных животных, особенно собак, Вос в своих "Охотах" подчеркивает драматический момент, развертывая сцены яростной борьбы, ожесточенной травля хищников собаками.
Другой ученик Снейдерса - Ян Фейт (1611-1661) также продолжал передовые реалистические традиции своего учителя. Воссоздавая осязательную материальность вещей, окружающих человека, он обогащает эти изображения передачей тончайших оттенков цвета и освещения ("Фрукты и попугай" ).
Большое распространение получает особый вид натюрморта – изображение цветов. Картины Даниэля Сегерса (1590-1661), ученика Яна Брейгеля Бархатного, имеют всегда декоративное назначение; обычно это венки или гирлянды, окружающие нишу со скульптурой или живописным изображением ("Цветы").
Среди фламандских живописцев цветов следует отметить Юлиана Теннирса Старшего (1572-1615), его ученика Гаспара ван дер Хуке (ум. 1648), Осиаса Беетра Старшего (ум.1624) и Клару Петерс, начавшую в Антверпене и продолжавшую в Голландии.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!