Каталог коллекции князя Голицына

К сожалению, судить о качестве и подлинности многих картин, собранных Дмитрием Михайловичем в Вене и включенных в каталог, сейчас мы не имеем возможности. Во многих галереях XVIII века копии висели рядом с подлинниками, к ним было такое же отношение, как и к оригиналам, и часто их исполняли очень хорошие живописцы. Среди работ фламандской школы многие приписаны великим мастерам - Рубенсу (6 картин), Ван Дейку (3 картины), Йордансу (1 картина). Все шесть работ Рубенса, если основываться на их названиях, по нашему мнению, являются копиями с известных произведений мастера, в том числе находившихся в XVIII веке в Вене. Например, "Спящая Анжелика и отшельник" (№250) может быть копией с "Анжелики и отшельника" из императорского собрания, с 1781 года находившегося в Вене (1626-1628. Вена, Музей истории искусств). "Суд Париса" (№125) - копией с эскиза на меди из собрания графа Ламберга (около 1615, Галерея Академии в Вене).
На несоответствие качества картины и знаменитого имени, которому она приписана, обращали внимание уже исследователи XIX века. Испанская школа у Голицына была представлена единственным полотном. Испанские художники привлекли внимание европейских собирателей только в XVIII столетии. В России они были мало известны и представлены прежде всего в императорском Эрмитаже. Среди испанцев Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682) являлся тогда единственным широко известным художником. Именно ему приписана картина из голицынского собрания "Два нищих, кушающих фрукты" (№29), украшающая сегодня Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Правда, уже в описании Голицынского музея, где работа находилась в 1860-е годы, Андреев, ошибочно называя картину "Мальчики, кушающие арбуз", отмечает: "Если сравнить мысленно эту картину с подобным же произведением мастера, находящимся в Мюнхенской Пинакотеке, то конечно преимущество останется не на стороне первой, которую поэтому мы назовем не более как изрядною, современною копией с славного представителя и главы всей испанской живописи". С картины Эстебана Мурильо "Два мальчика, кушающих дыню и виноград" (около 1650) из Старой Пинакотеки в Мюнхене существуют три известные копии в английских и немецких собраниях, выполненные при жизни художника. Одна из подобных копий и принадлежала Голицыну.
Наиболее наглядно изменение авторства прослеживается на примере картин итальянской школы, где подписные работы встречаются не часто. Неоднократно меняли атрибуцию произведения итальянских художников, приобретенные на аукционах Голицынской больницы князем Н.Б.Юсуповым и хранящиеся в собрании Государственного музея-усадьбы "Архангельское", - например, "Крещение Константина Великого", написанное в редкой технике - масляными красками по зеркалу - применяемой в Италии на рубеже XVII-XVIII веков, приписывается в голицынском каталоге Карло Маратта (1625-1713) (№176). В коллекции Юсуповых картина получила новое авторство, была приписана французскому живописцу Пьеру Сюблейра, с 1728 года работавшему в Риме. Однако уже в начале ХХ века такая атрибуция вызывала сомнение, и, видимо, подлинного автора этой работы следует искать среди живописцев римской школы. "Отдых на пути в Египет" (№28), - который ныне хранится в музее-усадьбе "Архангельское", и когда-то приобретенный как работа выдающегося венецианского мастера Паоло Веронезе (1528-1588), в настоящее время приписывается В.Э.Марковой, неизвестному живописцу последней четверти XVI века из мастерской Паоло Веронезе.
Еще сложнее оказалась история атрибуции картины неаполитанской школы, числившейся в голицынском каталоге как работа знаменитого неаполитанского живописца XVII столетия Сальватора Розы "Св.Себастьян" (№134). В настоящее время она хранится в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Полотно было подарено Н.С.Мосоловым в Румянцевский музей, там эту работу приписали Луке Джордано и потом Бартоломео Пассанте. В настоящее время за картиной закрепилась атрибуция В.Н.Лазарева - Джованни Баттиста Ланджетти (1635-1676).
Но подчас атрибуции голицынского каталога оказываются более точными, чем современные. "Мадонна с младенцем в лесу в окружении ангелов" (№103) записана в каталоге как совместная работа Яна Брейгеля Старшего и Хендрика ван Балена. Позднее, когда картина попала в собрание Д.И.Щукина, А.Прахов приписал ее немецкому художнику Хансу Роттенхаммеру, и с такой атрибуцией она поступила в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Вернула авторство Х. ван Балена картине К.С.Егорова, приписав живопись пейзажа неизвестному антверпенскому художнику.
Однако, несомненно, главная особенность собрания, созданного Д.М.Голицыным, - коллекция картин, созданных художниками, непосредственно связанными с Веной и австрийской школой живописи. В художественной жизни Европы XVII-XVIII веков значительную роль играли живописцы, которые, покинув родину, искали учителей, работу и славу на чужбине. Иностранные художники, творчество которых было связано с Веной, составляли в голицынском собрании целую группу. Это - итальянец Антонио-Даниэле Бертоли (1678-1743), обучавший рисованию будущую императрицу Марию Терезию; фламандцы - Антони Шуньянс (1655-1726), придворный художник Леопольда I (с 1695), и Петер Йозеф Верхаген (1728-1811); голландец Якоб Торнвлит (1640-1719), француз Жак ван Схуппен (1670-1751), директор Академии художеств в Вене, и его конкурент, не менее известный портретист чех Ян Купецкий (1667-1740).
Ни один русский коллекционер того времени не проявил такого интереса к мастерам художественных школ, находившихся в целом на периферии основных процессов искусства XVIII века, к художникам, мало известным широкому кругу любителей. Привезенное в Москву собрание содержало 59 работ немецких и австрийских художников. Повышенный интерес к ним Дмитрия Михайловича можно объяснить лишь длительным пребыванием в Вене.
Представленные в собрании произведения немецкой и австрийской живописи XVII и в основном XVIII века, времени расцвета немецкого и австрийского искусства, свидетельствуют о разносторонности интересов, знании и понимании Голицыным художественных процессов, происходивших в культуре Австрии и Германии. Этот раздел коллекции обладал картинами почти всех знаменитых художников того времени: портретами кисти А.Р.Менгса, Я.Купецкого, Б.Деннера, Г.Ф.Фюгера, А.Брауна, пейзажами И.Г., Филиппа Петера и Йозефа Росов, И.Х.Бранда, Ф.И. ле Паула Ферга, Х.Г.Шютца, А.Кверфурта, Ф.Коля, Ф.И.Бринкмана, Я.Ф.Хаккерта, М.Вутки, натюрмортами Ф.В.Тамма, анималистическими картинами И.Г.Хамильтона, историческими композициями П.Брандля, Д.Грана, Х.В.Э.Дитриха, гризайлями Х.Унтербергера и И.Гауцингера.
Количественно, как и в других "северных" школах, здесь также преобладали пейзажи - традиционно сильный в этих школах жанр. Многие художники, обращаясь к изображению природы, изучали работы своих предшественников - голландских живописцев XVII века. Судя же по составу коллекции в целом, именно пейзажная живопись наиболее всего увлекала Голицына как коллекционера.
В настоящее время из произведений немецкой и австрийской школ нам представляется возможным связать с голицынским собранием две картины уроженца Вены Франца Иосифа де Паула Ферга из собрания Эрмитажа. В каталоге под №143 указаны два "Вида при впадении реки в море", по материалу, технике и размерам совпадающие с парными работами на меди с подписями де Паула Ферга, приобретенными Эрмитажем в 1903 году у частного лица и называющимися сейчас "Приморские пейзажи". Небольшие, тонко написанные пейзажи изображают сцены повседневной, трудовой жизни маленького городка на берегу моря.
Несмотря на то что в эстетике классицизма пейзаж расценивался как низкий жанр, немецкие художники-пейзажисты, жившие во второй половины XVIII века в Италии, внесли значительный вклад в развитие и популяризацию классицистического пейзажа. У Голицына находились работы ведущих мастеров этого жанра - Михаеля Вутки, в свое время широко известного живописца и практически забытого сейчас, и Якоба Филиппа Хаккерта, чья роль в становлении классицистического пейзажа высоко оценена современными исследователями.
Также от голицынского собрания в Вене следует вести историю картины известного немецкого живописца XVII века Карла Андреаса Рутхарта "История Товия", хранящейся в Эрмитаже, куда она попала из Иванова в 1933 году как произведение голландской школы под названием "Прощание Товия с отцом". Авторство Рутхарта было возвращено полотну в 1954 году Ю.И. Кузнецовым, уточнившим также и сюжет этого произведения. Атрибуция Кузнецова полностью совпадает с записью каталога - Карл Рутхарт "Возвращение Товия с Ангелом к отцу", - название дано по главной сцене композиции, представляющей одновременно три эпизода легенды: прощание Товия с отцом, Товий и Ангел, возвращение Товия.
Также в Эрмитаже хранится одна из двух голицынских работ Х.В.Э. Дитриха "Жертвоприношение Авраама" (№122). Творчество Дитриха удивительное и в то же время характерное явление немецкой живописи. Он виртуозно имитировал манеру разных мастеров. Небольшая картина на дереве написана в подражание Рембрандту. В настоящее время авторство Дитриха относительно этой картины поставлено под вопрос[55.
Естественно, что Голицын общался и был знаком с художниками, работавшими в Вене. Только в его собрании находились работы Адама Брауна (1748-1827), автора его портрета, упомянутого выше. Браун известен в основном как жанрист, мастер небольших жанровых композиций на бытовые сюжеты, именно две такие его картины находились в голицынской галерее - "Женщина за вязанием" (№31) и "Интересный разговор" (№144). Последняя из картин, имеющая подпись и дату - A. Braun (p.1783) - под названием "Обольститель" хранится сейчас в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева, куда была передана в 1887 году из Императорского Эрмитажа в числе других произведений бывшего Голицынского музея. В настоящее время это единственная жанровая картина А.Брауна, опознанная в собраниях российских музеев.
Там же, в Вене, Голицын должен был встретить выходца из Моравии, Мартина Фердинанда Квадаля (1736-1808), который представлял распространенный в XVIII веке тип странствующего художника, постоянно менявшего города и страны в поисках удачи. В Неаполе в 1784 году он познакомился с графом Ламбергом и написал тогда же его портрет, который хранится сейчас в Галерее Академии художеств в Вене. 1787 год Квадаль провел в Вене. Этим годом датирован автопортрет художника из голицынской коллекции (№74), написанный, возможно, по заказу Д.М.Голицына, проданный на аукционе Галереи Голицынской больницы и хранящийся сейчас в ГМИИ. Среди целого ряда автопортретов мастера, относящихся к разным периодам его творчества, именно этот выделяется подробно разработанной композицией и подчеркнутым артистизмом исполнения.
Даже беглый обзор коллекции и предложенные идентификации отдельных произведений показывают, сколь значительным и ценным собранием западноевропейской живописи владел Д.М.Голицын. Его коллекция картин, в особенности "северных" школ, отличается полнотой, безупречностью вкуса и знанием особенностей творчества отдельных мастеров. Она значительно пополнила русские собрания многими интереснейшими произведениями европейских живописцев. Обнаруженный редчайший каталог позволяет выделить картины Дмитрия Михайловича, привезенные из Вены, из произведений известной картинной галереи Голицынской больницы, открывая широкие возможности для реконструкции одного из лучших частных собраний конца XVIII века.

 

Л.Ю.Савинская, журнал "Наше Наследие" № 71 2004

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!