Каталог коллекции князя Голицына

Несколько лет тому назад, к сожалению, уже покойная Ксения Сергеевна Егорова, великолепный знаток старых западноевропейских мастеров, работая над научным каталогом нидерландской и фламандской живописи в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина, просматривала старые описи и каталоги в архиве Государственного Эрмитажа. Тогда она и посоветовала мне обратить внимание на рукописный каталог собрания Голицына, в котором перечислены многие картины немецкой школы, что должно было заинтересовать меня как хранителя немецкой живописи Пушкинского музея. Но, увы, судьба распорядилась по-своему и Ксения Сергеевна так и не узнала, какой удивительный подарок она преподнесла мне.
Немногие русские живописные собрания XVIII века имели каталоги, составленные при жизни их владельцев. Такие каталоги не всегда печатались типографским способом и не всегда предназначались для широкого пользования, за исключением тех случаев, когда издание предпринималось с целью продажи собрания. Созданные в виде рукописной книги, они обычно хранились в библиотеках собирателей. Широкую известность получил лишь единственный из них - изданный в Петербурге в 1793 году на французском языке каталог картин коллекции графа А.С.Строганова, известного знатока и коллекционера европейской живописи, президента Академии художеств - первый печатный каталог русского частного собрания. Некоторые каталоги известны лишь по упоминаниям в описаниях собраний, например каталоги картинных галерей графов А.А.Безбородко и Н.П.Шереметева.
Генрих фон Реймерс в "Описании Петербурга" упоминает собрание канцлера А.А.Безбородко, который имел честолюбивое желание создать галерею не хуже Строгановской, и сообщает о каталоге, составленном смотрителем галереи Гауфом. Это, вероятно, тот самый Иван Гауф, который в 1775 году был принят на службу в Канцелярию от строений и занимался реставрацией картин. Рукописный каталог галереи Безбородко содержал описание 330 картин.
Из хранящейся в архиве Музея-усадьбы Останкино работы В.Станюковича "Крепостные художники Шереметевых" известно о несохранившемся описании живописного собрания графа П.Б.Шереметева на французском языке, составленном крепостным библиотекарем Шереметевых Василием Вороблевским. Следы другого, ныне утерянного, каталога встречаются в документах архива Шереметевых. В описи книг библиотеки, составленной в 1809-1811 годах, после смерти Н.П.Шереметева, где перечислены более 400 альбомов гравюр, жизнеописаний художников и теоретических трактатов по искусству, под №2791 записан полный каталог коллекции картин с обозначением их покупной стоимости. Вот, пожалуй, и все, тем более что местонахождение перечисленных каталогов по сей день остается неизвестным.
До настоящего времени ни один из каталогов русских живописных собраний XVIII века не был переиздан и не имеет научных комментариев. Поэтому каждый вновь обнаруженный каталог частной коллекции картин представляет большой интерес для исследователей. Таким уникальным памятником эпохи, заслуживающим особого внимания, является "Каталог картин, отправленных из Вены".
Каталог представляет собой тетрадь в кожаном переплете с тисненным золотом орнаментом по краям, с рукописным текстом на французском языке, под заглавием: Catalogue des tableaux de Vienne. В центре - герб князей Голицыных. На первой странице - полное название каталога: Catalogue des Tableaux envoyes de Vienne qui se trouvet actuellement dans la Gallerie du Grand Chambellan Prince Alexandre Michailowiez de Galitzin a Moscou. Тетрадь имеет штамп библиотеки Государственного Эрмитажа с №12870. Можно предположить, что этот каталог попал в Эрмитаж вместе с другими экспонатами Голицынского музея, приобретенными Эрмитажем в 1886 году. Таким образом, рукописная книжка является каталогом одной из крупнейших картинных галерей, созданных представителями многочисленного, разветвленного рода князей Голицыных в конце XVIII века.
Коллекционирование произведений искусства во второй половине XVIII столетия являлось существенной составляющей культурного и художественного обмена между Европой и Россией. Важную роль в формировании коллекций западноевропейской живописи в России играли русские дипломаты. Среди них заметный след в художественной жизни европейских стран оставила деятельность А.К.Разумовского, П.М.Скавронского, А.М.Белосельского, Н.Б.Юсупова в Италии, И.С.Барятинского во Франции, Д.А.Голицына в Голландии и Франции, С.Р.Воронцова в Англии.
Уникальным явлением в истории международных художественных связей и в истории русского коллекционирования стала и деятельность русского посла в Вене князя Д.М.Голицына. Более 30 лет он прожил в столице Австрийской империи, где снискал широкую известность и любовь за свою благотворительность и покровительство ученым и художникам.
Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793) родился 15 мая 1721 года. Его родители: фельдмаршал Михаил Михайлович Голицын (1675-1730), полководец, участник Азовских походов и Северной войны, президент Военной коллегии (1728-1730), сенатор и член Верховного тайного совета. Мать - Татьяна Борисовна, урожденная княжна Куракина (1695-1757), обер-гофмейстерина при императрицах Анне и Елизавете (1730-1746), кавалерственная дама ордена св.Екатерины.
Дмитрий Михайлович служил сначала в лейб-гвардии Измайловском полку (1751), а затем в Дипломатическом корпусе. В 1751 году женился на светлейшей княжне Екатерине-Смарагде Дмитриевне Кантемир (1720-1761), камер-фрейлине, статс-даме императрицы Елизаветы Петровны, дочери молдавского господаря Дмитрия Константиновича Кантемира.
В 1760-1761 годах Дмитрий Михайлович был российским посланником в Париже. С этим периодом жизни связан его портрет, написанный Франсуа Гюбером Друэ младшим из собрания ГМИИ, завершенный художником в 1762 году, когда князя уже не было во Франции. В Париже 2 ноября 1761 года скончалась его супруга. Но ещё раньше, 28 мая 1761 года, Голицына назначили чрезвычайным и полномочным послом в Вену, где он находился на службе до 9 апреля 1792 года, когда его сменил Андрей Кириллович Разумовский.
На портрете венского художника Адама Брауна, написанном в 1791 году (ГМИИ), Д.М.Голицын изображен с заслуженными наградами: звездой и лентой ордена св.Андрея Первозванного и лентой ордена св.Анны. Он также был кавалером орденов св.Александра Невского и св.Владимира 1-й степени. Успешное пребывание Дмитрия Михайловича при дворе в Вене, оставившее заметный след в истории, имело целый ряд причин, не последней были его родственные связи, на что обращает внимание Н.Н.Голицын, автор книги "Род князей Голицыных": "Из родословной схемы видно, что троюродный брат князя Дмитрия Михайловича (по женской линии) - Император Петр II (1715-1730), был, в силу брачного своего союза (с Екатериной Алексеевной Долгорукой, 1729 помолвка), двоюродным братом Марии-Терезии".
В те времена, более ста лет назад, когда на семейные союзы и связи в высшей аристократии смотрели совершенно иначе, чем ныне, подобное прикосновение поколенных линий могло иметь известное значение. Князь Дмитрий Михайлович, как известно, пользовался огромным почётом при австрийском дворе и был осыпан милостями Марии-Терезии (1717-1780, с 1740) и Императора Иосифа (Иосиф II; 1741-1790, с 1765)".
Высокое покровительство несомненно способствовало установлению широких связей князя с австрийскими любителями искусства, с художниками и антикварами. "Князь Дмитрий Михайлович, в продолжение 30 лет, стяжал себе в Вене любовь всеобщую. Милостивый ко всем бедным вообще, он особенно покровительствовал ученым и художникам и, содействуя их занятиям, вниманием, словом, делом, доставлял обществу полезные плоды трудов их, а себе высокое нравственное наслаждение, к которому доступны одни люди доброжелательные. Задавая художникам работу, покупая их изделия, по склонности к художествам, а больше, может быть, для пособия трудившимся, он составил у себя обширную картинную галерею, всех школ". Деятельный интерес к искусствам, широкая благотворительность были отмечены Академией художеств в Венеции (1781) и Академиями рисунка (1766) и художеств в Вене (1791), почетным членом которых был избран Голицын.
Князь владел в Вене несколькими дворцами и имениями. Он имел роскошный загородный дом в Пратере, имение Galitzenburg под Веною. Основная часть его художественного собрания, вероятно, находилась на вилле Предигштуль (Predigstul), где он и был первоначально похоронен. После его смерти 19 сентября 1793 года был составлен инвентарь всего имущества, включающий и собрание живописи. Он написан, согласно имеющимся датам, между 30 сентября и 31 октября 1793 года готической скорописью на немецком языке и хранится сейчас среди документов семейного Голицынского архива в РГАДА. Кроме описи картинной галереи, в нем имеются описи библиотеки, рисунков и гравюр, фарфора. Находящаяся в инвентаре опись картин, на которую мне приходилось ранее неоднократно ссылаться в своих публикациях, содержит очень краткие сведения о произведениях: название картины и имя автора.
Так как детей князь не имел, по завещанию его душеприказчиками назначались двоюродные братья: Александр Михайлович и Михаил Михайлович Голицыны, которые и должны были исполнить его волю - учредить в Москве больницу. На ее строительство и содержание Дмитрий Михайлович среди прочего назначал "920 600 рублей и свою картинную галерею со многими домашними вещами". Наследниками его весьма крупного состояния, несмотря на сделанные солидные пожертвования, становились также три сына Андрея Михайловича Голицына (1729-1770) от его первого брака с княжной Елизаветой Борисовной Юсуповой (1743-1770), сестрой князя Н.Б.Юсупова, - Михаил, Борис и Алексей. Его племянники и наследники рано остались без родителей, и в их воспитании Дмитрий Михайлович принимал самое деятельное участие на протяжении всей жизни.
 

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!