Отрывок из статьи к книге

Поколению художников, к которому принадлежит Юрий Геннадьевич Мельков, выпала в наши дни особая роль, вызванная ситуацией, сложившейся в российском искусстве в конце ХХ – начале XXI столетий. Многие из них получили отличное профессиональное образование: в разных городах страны, но всегда – у крупнейших мастеров российского изобразительного искусства. К тому же годы их обучения были в ХХ веке периодом наивысшего расцвета отечественной художественной школы. С наступлением нового тысячелетия эти мастера, вслед за своими учителями в искусстве, призваны транслировать молодому поколению навыки, опыт, традиции, накопленные выдающимися предшественниками. Через эту генерацию творцов проходит в наши дни магистральная линия преемственности традиций в искусстве. На протяжении последних лет об этих мастерах написано немало книг. Каждое из таких изданий вносит новые черты, характеризующие поколение, родившееся на рубеже 1940-х и 1950-х годов. В таком контексте внимательность к творчеству художников, живущих в различных городах страны, представляется немаловажным и весьма актуальным.

Ю.Г. Мельков выступает в своих произведениях очень искренним живописцем. Композиционный строй его полотен всегда связан с природными ощущениями правдивого художника. Его творчество открыто близким и горячо любимым темам. В первую очередь – образам природы, окружающей автора с детских лет. Мотивы многих его пейзажей очень характерны для среднерусской полосы. Красота окружающего мира, поражающие воображение автора события, выливаются в цепь самобытных, ярких и всегда индивидуальных по художественному языку работ.
Ю.Г. Мельков – человек цельного мировоззрения. Он хорошо образован, отлично знает историю, о живописи может говорить часами. В нем сочетаются не только талант живописца, но и замечательное владение словом, артистичность и неподдельная интеллигентность. Художник талантливо рассказывает и пишет. В повседневной жизни он привлекает своей коммуникабельностью, быстро находит общие интересы с различными людьми, умеет расположить к себе собеседника.
Ю.Г. Мельков переживает активную фазу своего творческого разития. Анализируя этот процесс, хочется обратить внимание на черты характера автора и особенности его художественной манеры, на все то, что составляет его индивидуальность. Разноликое и многоплановое поле изобразительного искусства не терпит дилетантизма и эпигонства. Внутренняя борьба художника заставляет искать свою дорогу в живописи, отображая страстное желание выразить своё отношение к окружающему миру, характер художественного дарования и упорный труд. Не последнее место в становлении каждого мастера играют жизненные обстоятельства, способствующие или препятствующие раскрытию таланта, влияющие на формирование творческого мировоззрения. В этом смысле интересны слова самого художника: «Будущая личность художника во многом формируется в детстве. Я это начал понимать недавно. Оттуда, из глубины детского восприятия мира приходят настоящие чувства. Я думаю, творческий успех ждет того художника, который сумеет отодвинуть рацинальное на второй план, а на первый вытащит из глубины своей души детские ощущения».
Ю.Г. Мельков – последовательный приверженник русской реалистической школы живописи. С детства впитал почтительное и ответственное отношение к творческому процессу, к искусству, к художественному наследию. Он родился в 1951 году в семье фронтовика. Его отец – из числа тех многочисленных талантливых парней, которые воевали против фашизма с мечтой об учебе в Академии художеств. В послевоенные годы Геннадий Алексеевич Мельков, фронтовой летчик-штурмовик, долгие двенадцать лет продолжал служить в Красной Армии. В Кривом Роге, где располагалась его часть, и появился на свет Юрий, второй ребенок в семье. В тридцать пять лет, Геннадий Алексеевич, демобилизовавшись старшим лейтенантом запаса, окончил Московский полиграфический институт и всю последующую жизнь посвятил себя искусству книги. Вступил в члены Союза художников СССР, работал главным художественным редактором Смоленского книжного издательства, преподавал в Смоленском педагогическом институте, возглавлял кафедру рисунка, был деканом художественно-графического факультета.
С первых своих лет каждое лето, а затем и все школьные каникулы Ю.Г. Мельков гостил в Москве у бабушки и дедушки по материнской линии. Сейчас эти поездки вспоминаются как счастливые дни: «Хорошо знал старую Москву, которой никогда уже не будет. Помню запах синих московских автобусов. Запах метро тех лет… Сейчас запах у Москвы другой, все – другое…
Ездил на ВДНХ ловить карпов и карасей в прудах. Для этого нужно было только купить входной билет. И, конечно, московские музеи, куда я ходил с дедушкой или родителями… Прогулки по Измайловскому парку…». Эти московские каникулы сыграли немаловажную роль в формировании будущего художника. Активная творческая жизнь отца, его тонкие прочувствованные произведения, заполнявшие квартиру и мастерскую, его споры и беседы с друзьями-коллегами о принципиальной важности обладания профессиональной школой, с раннего детства вошли в жизнь Ю.Г. Мелькова.
Друзья отца – смоленские художники, писатели, поэты, журналисты были частыми посетителями гостеприимного дома, где хозяйка блистала кулинарными способностями, а хозяин любил веселую шутку, костюмированные розыгрыши и долгие разговоры о творчестве. «Многие годы дружбы связывали нашу семью с семьей известного смоленского скульптора Народного художника РСФСР Альберта Георгиевича Сергеева. Почти каждый праздник мы бывали друг у друга в гостях. А.Г. Сергеев больше двадцати лет возглавлял Смоленское отделение Союза художников. Поэтому, можно сказать, что я с детства был в курсе дел этой организации. Был знаком с оформителями, работавшими в отделении Художественного фонда и с членами Союза».
Унаследованные от отца способности к рисованию проснулись в Ю.Г. Мелькове рано. Они последовательно развивались в совместных поездках на пленэры. «В этих поездках я, тогда еще двенадцати-шестнадцатилетний мальчишка, подружился со многими смоленскими художниками, которые преподавали на художественно-графическом факультете. А довольно частые поездки с папой на зимние и летние рыбалки и в смоленские леса за грибами с детских лет приобщили меня к природе. Эти детские впечатления и переживания до сих пор согревают мое сердце». По-особому теплые воспоминания хранит художник о матери. «Богато мы не жили, но всегда в доме было сытно и уютно. Мама щедро одаривала нас своей любовью и заботой. Она была мастером на все руки: прекрасно готовила, шила, штопала, вышивала, и так далее. Могла и телевизор отремонтировать. Я до сих пор помню небольшой живописный пейзаж с пирамидальными тополями на втором плане и цветущими лугом – на переднем, который мама скопировала с какой-то репродукции из популярного журнала «Огонек». Он висел у нас дома на стене. Тут же располагались копии, которые были выполнены отцом еще во времена службы в армии, то есть до учебы в институте. Как я теперь понимаю, это были очень приличные копии с картин Виктора Васнецова и Ивана Шишкина». Атмосфера родительского дома, проникнутая служением искусству, отцовская мастерская, кисти, палитры, бумага, акварели в альбомах, холсты, терпкий запах красок - всё это предрешило выбор будущей профессии. Иных желаний, кроме жажды стать художником у Юрия и не возникало. В этой атмосфере естественным путем было поступление сначала в художественную школу, а после её окончания — в институт.

Татьяна Бойцова, заслуженный деятель искусств России

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!