Закономерное разнообразие проявлений индивидуальности художника Аркадия Морозова

Аркадий Морозов - график, живописец, член Союза художников России, член Международной Федерации художников ЮНЕСКО, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, доцент кафедры «Дизайн» Петрозаводского филиала Международного Славянского Института, создатель общедоступной Графической мастерской в Петрозаводске, постоянный участник и куратор международных, региональных выставок и конкурсов.

Аркадий Морозов художник-визионер, неутомимый исследователь, смотрящий на мир с широко открытыми глазами. В начале жизненного пути судьба сыграла с ним злую шутку, когда в возрасте шести лет он подорвался на противопехотной мине, однако страшные последствия этого события не стали приговором для мастера. Волевой характер и фантастическая работоспособность, желание не просто быть, а являться истинным творцом, художником, выражающим себя до конца определили его место в мире. Осознав в раннем возрасте свое желание заниматься искусством, Аркадий Морозов уверенно шел по избранному пути. В 1968 году он поступил на графическое отделение Петрозаводского Педагогического училища №2, затем продолжил огранять свой талант в одном из лучших художественных институтов страны - Санкт-Петербургском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Императорская Академия Художеств). В 1982 мастер возвратился в родной Петрозаводск, где довольно скоро зарекомендовал себя как активный, незаурядный художник и выдающийся педагог (среди его многочисленных учеников: С. Тервинская, Т. Юфа, В. Громова, Н. Егорова, И. Фомин и другие).

Прежде всего Аркадий Морозов известен широкому кругу как непревзойденный мастер станковой и книжной графики. Сопротивление материала, физическое усилие и ограничения технических возможностей этого вида искусства делают его недоступным, отталкивающим для многих художников. Зрителей же наоборот подобные работы всегда притягивают, заставляют остановиться и рассмотреть их более подробно. Графическое наследие Аркадия Морозова можно условно разделить на три периода, в каждом из которых есть своя основа, стержень, вокруг которого разрастаются ветви и крона.

Первый этап ложится на восьмидесятые годы (до 1989): в работах этого периода стоит отметить преобладание мелких деталей, "створчатые", многочастные композиции, доминирование темной цветовой гаммы, наличие ярко выраженной сюжетной линии и повествования. В сохранившихся эстампах, выполненных в первые годы после получения диплома, в технике линогравюры ("Горицы" 1983), чувствуется влияние В. Фаворского и некоторая скованность. Вероятно и сам чувствуя слабость подобных работ, Аркадий Морозов надолго отказывается от этого материала и продолжает работать исключительно в офорте (классический травленый и акватинта). В большой серии "Заонежье" (1982-1990) художник разрабатывает темы жизни и быта Северной деревни ("Бойня" 1985, "В избе" 1986, "Крик" 1988), природы Карельского края ("Пейзаж с рыбой" 1985, "Дом в лесу" 1986). Постепенно мастер начинает уделять больше внимания нестабильным, переходным состояниям, происходящем как в душе отдельного человека (размышление), так и в окружающем мире (напр. смена времен года). Так ближе к концу 1980х годов году были созданы произведения впитавшие в себя атмосферу сновидения, миг затишья перед надвигающейся бурей, сложные отношения природы и человека ("Мальчик с яблоком" 1987, "Пейзаж с почтовым ящиком" 1987, "Недоступное глазу" 1987).

Следующий импульс вносящий кардинальные перемены в работы Аркадия Морозова появляется на рубеже 1980-90х годов. На эстампах этого периода (1990е годы) заметен переход от частного к общему, усиление геометрии и роли линии, работа с фактурой и решительный шаг в сторону поэтизации действительности. Темы работ становятся очень широкими, общечеловеческими, что дает возможность мастеру выявить законы жизни и попытаться определить место человека в сложной системе мироздания ("Кончозеро. Лето" 1990, "Птицелов" 1993). Отталкиваясь от поисков микрокосма В. Кандинского и Ж. Миро ("Фигура по зонтиком" 1989, "Похищение Европы" 1992), опытов дадаистов и сюрреалистов ("Птица" 1991, "Распятие" 1993), художник находит подлинное вдохновение в наскальной живописи, древних петроглифах, рунических письменах и восточной каллиграфии("Знаки 1988, "Студеная вода" 1991, "Время ноль" 1993).

К третьему периоду относятся работы созданные Аркадием Морозовым в последние годы (2014-2015) в технике гравюры на картоне с авторскими доработками, а также заново открытой линогравюры. В этих эстампах стоит отметить преобладание крупного плана, особую живописность (продуманный, зачастую смелый колорит в сочетании с ярко выраженной фактурой), выразительность и цельность первого впечатления, акцент на ритм линий и локальных цветовых пятен. Художник активно использует открытый цвет и старается максимально лаконично передать сложную гамму чувств. Здесь наиболее очевидны два направления: серия голов, где мастер исследует возможности передачи настроения и состояния как конкретной личности ("Антуанетта" 2014, "Маленький принц" 2014), так и человека вообще ("Настроение" 2014, "Мужской портрет" 2014, "Лицо" 2014), и, обращение к теме первородного греха ("Адам и Ева в саду" 2014, "Ева" 2015).

С другой стороны художественной жизни Аркадия Морозова находится живопись и арт-объекты, исполненные в технике ассамбляжа. Художник много экспериментирует с материалом, размером, содержанием и рождает произведения способные отразить не только жизненные впечатления отдельного человека, но и дух времени. Несмотря на невероятное разнообразие работ мастера, они все же поддаются некоторой классификации, которая поможет зрителю разобраться в творческом наследии Аркадия Морозова и лучше понять его искусство.

Одним из основных направлений в котором движется мастер является обращение к чувственному, эмоциональному началу, ощущениям и впечатлениям от реальной жизни. Наибольшее внимание художник уделяет отношениям мужчины и женщины ("Пигмалион" 1998, "Легкая походка Юдифи" 1999, "Двое в городе" 2012), теме матери-прародительницы ("Словить Венеру"," Материнство" 1996) и периоду детства, наиболее чистому, искреннему взгляду на мир ("Всадник" 2000, "Здравствуйте персонаж Миро!" 2012, "Победитель" 2012). Сюда же можно отнести опыты близкие оп-арту (серия "Инфоголовы" 2008-2012), в которых художник выражает силу информационного потока и его влияние на жизнь человека, а также своеобычные портреты современников и автопортреты ("Портрет Александра Каштанова" 1998, "Мужской портрет" 2003).

Второй путь по которому движется Аркадий Морозов - это рациональное, аналитическое начало. Здесь будет уместно упомянуть о большом интересе художника к философским учениям Канта, Бердяева, Ницше, Фуко, психологии Фрейда и Юнга, которые послужили отправной точкой для размышлений мастера о времени и пространстве, коллективном бессознательном, законах мироустройства, связи природного начала и технических инноваций. Наиболее полно эта концепция находит выражение в удивительной, невероятно разнообразной и выразительной абстрактной живописи (серия "Скупое сияние" 1998, "Без названия" 2008, "Композиция в красном" 2010) и работах с преобладанием метафизики и сюрреалистического начала (серия "Мифологемы" 1996, Свидетель" 2001,"Здесь и теперь" 2002).

Искусство Аркадия Морозова поистине грандиозно и многообразно: в своих работах он выявляет связи и отношения, вибрации и внутренний свет вещей и явлений. В поисках структуры и законов мироздания мастер зачастую выходит за грани привычных рамок человеческого восприятия, то есть изображает на своих произведениях не прозаичную действительность, а исследует, воспринимает мир во всей его полноте, чтобы затем поделиться своими открытиями со зрителем.

искусствовед Михатова Е.В. 2015г

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!