Кражи произведений искусства являются популярным преступлением. Обычно шедевры похищаются с целью:
- дальнейшей перепродажи (в основном это не касаются шедевров, так как их трудно перепродать).
- получить выкуп от музея, государства или страховой компании (артнепинг).
- под заказ для «черных коллекционеров».
1911 год. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. |
|
1966 год. Эта картина одна из самых маленьких по размеру работ художника, с чем и связаны многочисленные попытки её воровства. Портрет носит прозвище «Рембрандт на вынос» (Takeaway Rembrandt), так как с 1966 года её крали 4 раза - это рекорд для живописи.
|
|
1969 год. В октябре 1969 года два вора вошли в алтарь церкви Святого Лоренцо в Палермо и вырезали картину "Рождество" из рамы. Эксперты оценили шедевр в 20 миллионов долларов. |
|
1974-2002 гг. Хозяину поместья - баронету сэру Альфреду Бейту, одному из владельцев алмазной фирмы «Де Бирс», принадлежит одна из лучших в мире частных коллекций живописи старых мастеров. Первая кража — апрель 1974 года. Вооруженная банда Ирландской республиканской армии из пяти человек ворвалась в дом Бейта. Банду вела Бриджет-Роуз Дагдейл - дочь директора страховой компании «Ллойд» и друга семьи Бейт. Налетчики связали чету Бейт и всех слуг, а потом поместили в грузовик 19 картин, в том числе самую ценную - «Даму со служанкой, пишущую письмо» Вермера. Через несколько месяцев Дагдейл взяли вместе с картинами в заброшенном коттедже. При аресте она оказала вооруженное сопротивление и получила девять лет тюрьмы. После тюремного заключения сменила имя и сейчас работает учительницей. Вторая кража — май 1986 года. В два часа ночи сработала сигнализация. Сторож вызвал полицию, здание обошли со всех сторон, но ничего не заметили. Только наутро обнаружили пропажу 18 картин: в том числе опять Вермера, Гойи, двух Рубенсов и Гейнсборо. Ограбление совершила банда Мартина Кэхилла по прозвищу Генерал. Преступники специально вызвали срабатывание сигнализации. Затем понаблюдали, как полиция обыскивает здание, и влезли в дом в короткий промежуток времени между концом обыска и новым включением сигнализации. 7 картин полиция вскоре нашла вместе с брошенным автомобилем, остальные 11 ушли в «зазеркалье» преступного мира и были найдены много лет спустя. Третья кража — июнь 2001 года. В 12.40 утра джип протаранил парадный вход в Рассборо. Трое грабителей в черных масках ворвались в дом. Там они похитили картину Беллотто и в третий раз «Портрет мадам Бачелли» Гейнсборо. Вся операция заняла три минуты. Картины через год нашли в Дублине. Четвертая кража — сентябрь 2002 года. В 5 утра завыла сирена. Преступники выбили окно с заднего фасада дома. Украли 5 картин, в том числе картину Рубенса «Доминиканский монах». План сработал благодаря невероятной оперативности: несколько раз меняя машины, преступники оторвались от подоспевшей полиции. Через три месяца сыщики захватили все картины у перекупщиков в Дублине. С легкой руки Генерала ограбление Рассборо стало чем-то вроде обряда инициации для каждого нового главаря ирландской мафии. Семья Бейт решила не испытывать судьбу и подарила большую часть картин Национальному музею в Дублине. |
|
1985 год. Средь бела дня несколько вооруженных грабителей ворвались в музей и похитили 9 произведений. Среди них - легендарная картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», давшая название всему направлению импрессионизма. |
|
1989 год. 3 сентября 1989 года завыла сирена в замке-музее Шарлоттенбург в Берлине. Пока охрана ошарашенно смотрела на пустую стену, где только что висели картины классика немецкого романтизма Карла Шпицвега «Бедный поэт» и «Любовное письмо», по залам к выходу катил в своей коляске «бедный инвалид». Под пледом у него были спрятаны обе картины общей стоимостью 2 млн долларов. |
|
1990 год. 18 марта 1990 года музей в Бостоне был ограблен двумя неизвестными мужчинами. Воры похитили произведения искусства стоимостью 300 млн долларов. |
|
1991 год. Одним из самых «оптовых» похищений считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме, когда было похищено сразу 20 его работ. |
|
1994 год. В день открытия зимних Олимпийских игр в Норвегии из Национальной галереи в Осло было украдено одно из главных произведений экспрессионизма. |
|
февраль 1997 года. В феврале 1997 года из галереи Ricci-Oddi в городе Пьяченца на севере Италии был украден «Женский портрет» Густава Климта, датируемый 1916-1917 годами. Кража совпала с ремонтными работами, когда многие картины были временно сняты с экспозиции. Полиция тогда не смогла установить, как воры сумели это проделать: вошли ли они через главный вход, или картина была украдена через окно в крыше при помощи крючка и лески или чего-то в этом роде. Осталась только рама с частичным отпечатком пальца. Только сейчас, когда технологии анализа стали более совершенными, следователи надеются получить данные о ДНК с этого отпечатка, и получить по ним одного или нескольких подозреваемых. На момент кражи это было невозможно. Работа Климта поступила в коллекцию галереи в 1925 году. Это слишком известное произведение, чтобы попытаться продать его; по одной из версий, это была кража по чьему-то заказу. «Женский портрет» Климта - одна из самых разыскиваемых картин в Италии. |
|
1999-2000 год. 31 января 1999 года под шум фейерверков, которыми сопровождалось празднование нового тысячелетия, грабитель бросил дымовую шашку через световой фонарь на крыше музея Ашмолеан в Оксфорде в зал с картинами импрессионистов. Под прикрытием дымовой завесы, сделавшей бесполезными камеры слежения, человек в противогазе спустился по веревке вниз. Пока охрана вызывала пожарных и пыталась понять, что к чему, вор схватил пейзаж Сезанна стоимостью 4,7 миллиона долларов и исчез со своей добычей через крышу. |