История возникновения и развития искусства эмали

Миниатюра на эмали XVII в.

В середине XVII в. химия получила столь большое развитие, что в распоряжении ювелиров появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков, благодаря чему стало возможным создание миниатюр на эмали.

Металлическую основу, а это могло быть даже золото, полностью покрывали эмалью, металл более не использовали для оформления, он служил только подложкой. Этот технический прием можно рассматривать обособленно от всех видов ювелирной эмали, так как он является особой формой живописи.
В течение короткого времени этот вид миниатюрной живописи распространился по всей Европе. Преимущественно медальоны, а так же различные предметы роскоши декорировали жанровыми сценами, цветами, орнаментами, исполненными яркими красками на белом фоне.
В данном случае ювелиры лишь наносили эмаль, а собственно изображение было дело художника-миниатюриста.

Работы Динглингера, являются примером совершенства как в художественном, так и в техническом отношении.

В процессе своего развития миниатюра на эмали стала самостоятельным родом живописи, полностью отделившись от ювелирного искусства. Живописную эмаль можно было наносить на всевозможные металлические предметы. Выбор тем и цветового оформления так же был неограничен. Стили барокко и рококо были также популярны и в эпоху бидермейра, когда изящные миниатюры в сдержанных тонах выражали чувствительность и синтементальность.

В конце XVIII-XIX вв. вследствие появления фабричной продукции качество живописи на эмали стало все более ухудшаться.  В середине XIX в. дешевым заменителем живописи на белой эмали стали даже переводные картинки. Художественное качество окончательно упало. К этому следует добавить, что с появлением фотографии живописный миниатюрный портрет потерял свое значение.

Во второй половине XVIII в. на фабриках предметы из драгоценных металлов стали покрывать гильошированным рисунком. На табакерки, корпуса часов, ювелирные изделия с гильошировкой наносили и обжигали эмали светлых тонов. При этом геометрический рисунок основы просвечивал сквозь эмаль. Для усиления художественного эффекта эмаль украшали живописными фрагментами или вплавляли золотые блестки.

Несмотря на то, что в XIX в. были известны все технические приемы эмалирования и ими полностью овладели ювелиры, значительных художественных достижений в области создания ювелирных изделий с эмалью не наблюдалось. Это объясняется тем, что мода требовала сдержанности в колорите, в ювелирном изделии доминировали драгоценный металл и камни: на первом плане стояла материальная ценность ювелирных изделий.

Промышленная эмаль XIX в.

В XIX в. в условиях индустриализации получила развитие другая важная область применения эмали, которая впоследствии стала совершенно самостоятельной, - техническая бытовая эмаль на чугуне и стали. Уже в 1761 г. Иоганн Генрих Готлиб фон Юсти предложил покрывать эмалью предметы домашнего обихода, с тем чтобы улучшить их эксплуотационные свойства. В 1785 г. на металлургическом заводе Лаххамера впервые были покрыты эмалью чугунная посуда и детали каминов и печей. В 1810 г. начали эмалировать сталь, с 1836 г. в Тале уже изготовляли эмалированную посуду, которая очень быстро получила известность и понравилась потребителю.

К концу ΧΙΧ в. техника эмалирования чугуна получила столь широкое развитие, что появилась возможность изготовлять промышленным способом большое количество изделий удовлетворительного качества. Но эмалирование стали в тот период еще не вышло за рамки опытов. Предприятия, возникшие в Германии и за ее пределами, не могли долго просуществовать по ряду причин.

Во-первых, не были еще известны грунтовые эмали, содержащие окись кобальта. Во-вторых из-за хорошего сцепления снова и снова обращались к свинцовосодержащей эмали, которую нельзя было применять из-за ее токсичности для домашней посуды – основного вида изделий того времени. В-третьих, выбор подложки для эмали производился экспериментально, так как сталь была нестабильна по составу и свойствам. В-четвертых, из-за сохранения рецептуры эмалей в строгом секрете каждое предприятие должно было самостоятельно разрабатывать свой состав эмали.
С изобретением в 1846 г. французом Жапи вытяжного пресса и с развитием способа получения нержавеющей стали по Бессемеру и Сименсу-Мартину в 1856-1863 гг. стало возможным изготовление  дешевым способом посуды, которая благодаря эмалевому покрытию долгое время сохраняла высокие эксплуатационные качества.
Опираясь на опыт ювелирного эмалирования, постепенно развивалась специальная рациональная технология подготовки изделия к эмалированию, нанесению и обжигу эмали. В дальнейшем удалось разработать для технических целей эмали, свойства которых удовлетворяли все возрастающим требованиям. Этому способствовали относящиеся к 1859-1900 гг. разработка кобальтсодержащей грунтовой эмали, применение криолита в качестве глушителя, добавка глушителя при помоле, а не в эмалевую шихту.
В настоящее время использование промышленной эмали не ограничивается домашней посудой. Химические аппараты, приборы, корпуса машин и даже облицовку фасадов зданий покрывают эмалью.

Эмаль в стиле Модерн

Стиль модерн возродил использование эмали при оформлении украшений и ювелирных изделий. Многоцветная и яркая эмаль стала необходимой для художественного обогащения изделий с растительными и анималистическими мотивами. Натуральные и искусственные материалы включались в композиции из-за их  художественных достоинств без учета материальной ценности.

По примеру технической промышленной эмали и восточно-азиатских образцов декоративные сосуды полностью покрывались эмалью. В поисках новых выразительных форм с художественной и технической точки зрения эмалирование вышло за рамки классических способов. Из этих экспериментов родилось художественное оформление декоративной посуды. Второе рождение получила витражная эмаль в результате следования восточно-азиатским образцам. Путем экспериментов были найдены новые возможности совершенствования способов эмалирования.

В ΧΧ в. под влиянием произведений мастеров стиля модерн эмаль стала одним из полюбившихся способов художественного оформления украшений и декоративных изделий. Благодаря успехам в развитии химии силикатов была разработана большая палитра высококачественных эмалей всевозможных оттенков, прозрачных, опалисцирующих и непрозрачных для различных металлических подложек. Были улучшены условия труда благодаря использованию электрической обжиговой печи с терморегулятором. Разумеется успехи в области технического эмалирования не могли не оказать влияния на художественную эмаль, хотя эти виды эмалей существенно отличаются друг от друга областью применения, назначением и технологией. Наряду с художественным эмалированием посуды эмаль нашла применение в строительстве при облицовке фасадов, перегородок, дверей и т.д.

Развитие искусства эмалирования насчитывает многовековую историю и хотя так доподлинно и неизвестно где впервые появилась эта техника, но можно с уверенностью говорить о том что ее предпосылки, а так же аналоги были найдены в Египте, Древней Греции, Риме. Дальнейшее развитие можно проследить более детально, благодаря тому, что образцы дошли в большем количестве и лучшем качестве. Одно из самых больших наследий оставила Византия, ее мастера, в совершенстве овладевшие техникой перегородчатой эмали, дали толчок в развитии эмальерного дела. Вскоре все соседние страны начали освоение эмали, опираясь на опыт византийцев, достигая в своих работах самобытности и новых высот. Именно с влиянием византийских традиций связывают появление перегородчатых эмалей на Руси. Однако наибольшее развитие эта техника получила именно в Европе, где она успешно менялась под влиянием времени и стилей. Эмаль, появившаяся в основном как перегородчатая, в готический период становится выемчатой. Барокко в своей пышности и помпезности показал всю красоту объемной рельефной эмали. Позднее появилось совершенное новшество в эмальерном искусстве – живописная эмаль. Впоследствии эта техника стала самостоятельной и относить ее стали скорее к живописной, чем к эмальерной. Технический прогресс отразился на развитии эмали не самым лучшим образом, ввиду того, что появлялись новые открытия и материалы, эмальерная техника была отодвинута на задний план. К эмали стали подходить, как к средству усовершенствовать посуду и прочую домашнюю утварь. Вернул эмали художественную ценность стиль модерн, возродивший в искусстве орнаментальные, анималистические, растительные мотивы. Модерн, требовавший красок, цвета породил множество предметов имеющих не столько утилитарную, сколько художественную ценность. В настоящий момент можно смело говорить, что эмаль нашла свою нишу в промышленном применении. Это изготовление посуды, изготовление технических деталей и прочее. Благодаря тому, что сейчас изучено намного больше свойств это дает намного больше возможностей применения эмалей. Так же эмальерное дело не забыто и с точки зрения художественного ремесла, напротив благодаря прогрессу, современный художник может выбирать технику исполнения, способ нанесения эмали и т.д., что опять же дает более широкие возможности. Необходима лишь способность выразить замысел в художественную форму, фантазия и умение пользоваться техническими приемами.

Анатолий Конченков

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!