Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919)

Родился в 1861 году в семье художника-академиста Н.Г. Шильдера (1828—1898). Среда, в которой он воспитывался, состояла преимущественно из художников, товарищей отца. Сначала Шильдер-младший увлекался рисованием карикатур, затем, увидев, как работают с натуры отец и его товарищи Ярошенко, Рязанов, Мартынов и другие, стал пробовать свои силы в других жанрах. Отец подарил ему несколько эстампов Калама, и эти рисунки так увлекли его, что он тогда же, лет четырнадцати, занялся пейзажем. С этого времени Шильдер видел себя в будущем только художником.
Однажды отец показал его рисунки И.И.Шишкину. Увидев работы, Шишкин расхвалил юного художника и пригласил его приходить к нему в мастерскую для занятий. На занятия начинающий художник приходил ежедневно, скопировал несколько этюдов знаменитого мастера и даже начаал писать картину. В 1879 году Шишкин с семьей и художником Е.Е.Волковым поехал в Крым и взял юношу с собой. В это лето, целые полгода, Шильдер практиковался под руководством опытнейших мастеров пейзажной живописи. Из Крыма он привез много этюдов и альбомов (впоследствии, в годы нужды, все они были проданы за бесценок). Свои крымские зарисовки Шилдер, по совету Шишкина и Крамского, представил в общество поощрения художеств, и ему назначили стипендию в 40 рублей в месяц.
В 1880 году Шильдер выставил на конкурс свою первую картину «Туман в горах», за которую получил первую премию в 500 рублей.
После поездки в Крым Шильдер начаал работать с натуры ежегодно. Шишкин помогал ему своими советами, так как несколько лет они жили вместе на острове Валааме, Сиверской и Беловежской пуще.
В 1883 году художник получил малую поощрительную медаль Академии Художеств.
В 1891 г. Шильдер был избран членом товарищества.
Знакомство с А.А.Куинджи дало несколько иное направление творчеству Шилдера в сторону поэтического осмысления натуры.
В 1904 г. Академия отметила художника присуждением ему звание академика.
Картина «Храм огнепоклонников» получила большую золотую медаль на юбилейной выставке в память покорения Кавказа (1896).
На Нижегородской выставке 1896 года Шильдер представи большую панораму «Черный город» и картины-панно «Флот» и «Биби-Эйбат».
В 1900 г. Шильдер написал по заказу Российско-Американской резиновой мануфактуры полукруглую панораму «Сбор каучука на р. Амазонке». На всемирной выставке в Париже эта панорама и несколько выставленных художником картин получили золотую медаль и диплом.
Начиная с 1885 года Шильдер много работал в иллюстрированных журналах: «Север», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Ласточка», «Новь» и «Артист». Как художник, Шильдер, подобно своему учителю И.И.Шишкину, особое внимание уделяет правдивому и точному рисунку, реальному воспроизведению форм и подробностей пейзажа. Обладая такой же любовью к русской природе и феноменальной трудоспособностью как Шишкин, он достиг блестящих результатов не только в живописи, но главным образом в рисунке пером и углем, в картинах исполненных одним тоном, блестящих по легкости и мастерству исполнения. Знакомство с А.И.Куинджи разбудило в нем любовь к световым эффектам, из которых особенно удавалось ему передача лунного света.
Умер Андрей Николаевич Шильдер в 1919 году в Петрограде.
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Русском музее в Петербурге, в музеях Астрахани, Курска, Нижнего Новгорода, Таганрога, Ростова, Костромы и других городов.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!