Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954)

"Родился я 5 ноября, по старому стилю, 1873 года в селе Нащи Тамбовской губернии, в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина. Родителей своих я почти не помню. Воспитывали меня дальние родственники саратовские мещане Сорокопудовы", - читаем мы в автобиографии мастера. С малолетства познал он и жизнь "в людях", когда его отдали "на обучение" к купцу Кузьмину, и дикие нравы сиротского приюта, где он провел четыре года, и работу "мальчика при буфете" на пароходах, курсирующих от Саратова до Астрахани и вверх по Волге.
У Ивана рано проявился интерес к рисованию да "малеванию". В свободное время он доставал из кармана блокнотик и делал в нем беглые наброски понравившихся сценок или пейзажей. Но о том, чтобы стать "всамделишним" художником, он и мечтать не смел.
Случаю, однако, было угодно свести юношу с известным путешественником по Монголии, Китаю и Восточной Сибири доктором медицины П.Я. Пясецким. Увидев рисунки "буфетного мальчика", он посоветовал ему поступать учиться к астраханскому художнику П.А. Власову - ученику Перова и Чистякова, организовавшему в городе художественную студию. Вместе с Горюшкиным здесь занимались Б. Кустодиев, А. Вахрамеев, И. Елатонцев.
В 1895 Горюшкин поступил в Высшее художественное училище при Академии, а через два года - в Петербургскую Академию художеств. По окончании натурного класса он работал в мастерской И.Е. Репина вместе с Билибиным, Кустодиевым, Сомовым, Бродским, Сычковым и другими прославленными русскими живописцами.
В 1902 году Горюшкин-Сорокопудов заканчивает Академию художеств и, как записано в дипломе: "За отличные познания в живописи и научных предметах, доказанные им во время пребывания в отделении живописи и скульптуры Училища, удостоен звания художника".
По окончании Академии получил первую премию за картину «За оградой тихой обители».
Влияние репинского таланта сказалось в точности и конструктивности рисунка, пластической выразительности формы, в пристрастии к портрету и сюжетно-тематической композиции. Их связь не прекращалась и позднее. Горюшкин бережно хранил и часто показывал уже своим ученикам репинскую фотографию с надписью: "Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову. Илья Репин. 1913, 30 апр.". Память о своем великом учителе Горюшкин пронес через всю жизнь.
С 1903 началась педагогическая деятельность Горюшкина-Сорокопудова: до 1908 он преподавал в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств.
В 1908 году художник переехал из Петербурга в Пензу, где становится преподавателем городского художественного училища.
После революции 1917 Горюшкина-Сорокопудова отстранили от преподавания, а Пензенское училище было преобразовано в художественно-производственные мастерские. Однако он продолжал активно участвовать в общественной и художнической жизни: вступил в АХР и ОМАХР в Пензе, экспонировал свои произведения на выставках этих объединений.
Почти полвека посвятил он педагогической деятельности, взрастив и дав путевку в жизнь, в искусство сотням юношей и девушек. Многие питомцы Ивана Силыча по Пензенскому художественному училищу стали видными советскими мастерами.
В годы Великой Отечественной войны, когда весь народ встал на защиту Родины, старый мастер был назначен директором художественного училища и картинной галереи. А в 1943 году за большие заслуги в деле воспитания молодых специалистов и в связи с семидесятилетием со дня рождения ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и вручен орден Трудового Красного Знамени.
Последние годы жизни Ивана Силыча были трагическими. Он жил одиноко в забытой Богом Ивановке, отлученный от своих учеников теми, кто считал его художником, воспевающим прошлое и не понимающим советской действительности. В ночь с 30 на 31 декабря 1954 года Горюшкина не стало. Похоронили его в Пензе, на Митрофаниевском кладбище, недалеко от церкви, рядом с могилой его предшественника К.А. Савицкого, бывшего директора художественного училища.
Сегодня живописные и графические работы Горюшкина-Сорокопудова экспонируются в лучших музеях страны, но самое полное и многообразное собрание, свыше 150 произведений, находится в Пензенской картинной галерее. Именно здесь открыт небольшой мемориальный музей мастера, где представлены не только живописные и графические работы, но и личные вещи, фотографии, документы, а также мебель, выполненная, кстати, по его же эскизам.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!