Ленинградская Школа Живописи

Другими «ленинградскими» темами стали произведения, посвященные Октябрьской революции 1917 года в Петрограде и подвигу ленинградцев в годы войны и блокады. И в том и в другом случае подлинные исторические декорации, личные впечатления или рассказы многочисленных участников и очевидцев помогали не только достоверно передать обстановку и драматизм происходившего, но и взволновать, заставить современника почувствовать себя свидетелем тех героических и беспримерных событий.

Тема подвига ленинградцев и защитников города на Неве разрабатывалась художниками, прежде всего как тема нравственного подвига, духовной победы над врагом, как тема бессмертия, что было новаторским для современного искусства.

В произведениях, посвященных октябрьским дням 1917 года, ленинградские художники стремились показать принципиальное отличие этих событий, а именно, сознательное участие в них широких масс рабочих, солдат, матросов и их решающую роль в победе революции. Обращаясь к событиям Октябрьской революции, гражданской войны, к образу В. И. Ленина, художники стремились уйти от пафосности и героизации, свойственных произведениям 30-х - начала 50-х годов, к психологической картине-портрету, раскрывающей масштаб и внутренний драматизм революционных событий, их связь с нравственным и общечеловеческим опытом.

Потеснив историческую картину, бурно развивается в эти годы портретная живопись, пейзаж, натюрморт, бытовая картина, восстановлен в правах этюд. В результате в этих жанрах смогли реализоваться такие талантливые живописцы как С. И. Осипов, Н. Е. Тимков, В. И. Овчинников, В. В. Голубев, Б. И. Шаманов, Л. А. Русов, А. Н. Семенов, О. Б. Богаевская, С. А. Ротницкий, Е. П. Антипова, В. К. Тетерин, Е. П. Скуинь, Г. В. Котьянц, В. Ф. Токарев и другие. Их творчество стало заметным явлением в живописи 1960-1980 годов, существенно обогатив её в жанровом и стилистическом отношении.

Вторую половину 1960-х и 1970-е годы можно определить как период творческой зрелости для ленинградской школы в целом и большинства ее художников. На эти годы, отмеченные стабильностью и отсутствием политических потрясений, приходится вершина творчества Г. А. Савинова, Н. Е. Тимкова, С. И. Осипова, А. Н. Семенова, В. И. Овчинникова, Е. Е. Моисеенко, А. И. Еремина, В. В. Ватенина, В. К. Тетерина, Л. В. Кабачека, В. Ф. Загонека, М. А. Канеева, Б. В. Корнеева, М. К. Копытцевой, Г. В. Котьянца, В. В. Голубева, В. И. Тюленева и многих других.

В своих произведениях В. К. Тетерин, Я. И. Крестовский, Г. П. Егошин, С. И. Осипов, Е. П. Антипова, В. В. Голубев, В. И. Тюленев, Л. А. Ткаченко, В. В. Ватенин отразили дух поиска и перемен, которыми были отмечены в советском искусстве 60-е годы. От строгого объективизма, основанного на живописном опыте русского реализма второй половины XIX века, художники обращались к поиску индивидуально-яркой формы в живописи, утверждая в сознании зрителя идею ценности внутреннего мира творческой личности. При этом лидеры так называемого «левого крыла» ЛОСХа оставались в русле традиционного русского понимания задачи искусства, которое держится осмысленности и нравственной цели замысла.

В 1976 году в Москве прошла ретроспективная выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», на ней демонстрировалось творчество ленинградских художников более чем за 40-летний период. Впервые показанное так полно и разносторонне, оно позволяло проследить многие тенденции и процессы, характеризующие состояние и развитие ленинградской школы живописи .

Выставка подтвердила тяготение ленинградских художников к созданию произведений большой общественной значимости, к культуре профессионального мастерства, возросший интерес к обобщенным живописно-пластическим образам, к усилению монументальности, эпическому звучанию, в том числе в жанре пейзажа и натюрморта. Одновременно наметилось стремление художников к выражению индивидуального мироощущения в темах, не претендующих на исчерпывающий охват явлений.

Выставка показала, что к середине 1970-х гг. ленинградская школа состоялась как явление художественной жизни. Стало возможным говорить о ее чертах и особенностях, присущих ее воспитанникам и проявившихся уже в их самостоятельном творчестве. А также о ее месте и роли в развитии советского изобразительного искусства и художественной школы в целом.

Прежде всего, ее отличало кровное родство с прогрессивными традициями русского искусства и школы досоветского периода. Она воспитывалась на лучших образцах отечественной и европейской живописи, на опыте корифеев искусства постреволюционного периода. Отсюда опора на богатейшие собственные источники развития и унаследованные традиции, меньшая подверженность сторонним влияниям.

В части развития живописно-пластического языка и системы образов ленинградскую школу отличала приверженность традиционализму, ориентация на общие для европейского и русского искусства ценности. В проповедуемых художниками идеях добра и гуманизма, в выраженной национальной основе, в высокой культуре и ясности художественного языка традиционность их искусства была в высшей степени актуальна, создавая широкий простор для творческих исканий.

Приращение качества в искусстве, по меткому замечанию Л. В. Мочалова, и может происходить лишь на основе определенной «школы». То есть свобода художника реализуется не в культивировании стихии подсознания, хаоса, деструкции, а в развитии и углублении традиции. В завоевании большей степени утонченности, вариативности живописно-пластического языка, позволяющего резонировать своему времени, новым импульсам жизни.

Ленинградскую школу отличали определенность профессиональных и нравственных критериев. Отсюда присущие ей осторожность по отношению к новациям, связанным зачастую с разработкой периферийных возможностей изобразительного искусства и их преувеличенной самооценкой, стремление к органичному соединению достижений разных течений, направлений и стилей при сохранении традиционно русского понимания целей и задач искусства.

Важной особенностью было наличие авторитетного мнения художественной общественности, идущее еще от старой школы и петербургской традиции. Не зависящее от власти, званий, наград, оно имело большее влияние на оценку творчества и личности художника, нежели официальное признание или внешний успех.

Распространяя традиции и опыт своих основателей и воспитанников на остальные художественные центры и изобразительное искусство страны в целом, ленинградская школа и сама с первых шагов питалась традициями и опытом московской и ряда провинциальных школ. У ее истоков стояли саратовцы А. И. Савинов и А. Т. Матвеев, яркий след в ее истории оставили москвичи А. А. Осмеркин и Б. В. Иогансон. Позже влияние московской школы было заметно в творчестве художников, связанных многолетней совместной работой и соседством по Академической даче, особенно Н. Е. Тимкова и Н. М. Позднеева, справедливо относимых к числу лучших ленинградских колористов. А культура саратовской школы прослеживалась в творчестве В. И. Овчинникова и Г. А. Савинова, придавая его звучанию эпичность и особые задушевные интонации.

Значительные изменения произошли в эти годы в условиях труда и быта ленинградских художников. Расширяются закупки произведений изобразительного искусства, совершенствуется договорная система, вводится гарантированная оплата труда художников. Появляются новые выставочные залы, увеличивается количество ежегодно проводимых художественных выставок, более частыми становятся зарубежные поездки художников.

Вслед за знаменитым Домом художников на Песочной набережной, развернулось строительство квартир и стационарных художественных мастерских на Васильевском острове, на Охте, в Пушкине и других районах города. Реконструируется и расширяется Дом творчества художников в Старой Ладоге, ставший излюбленным местом работы ленинградских живописцев. Многие художники в эти годы работают также на Академической даче, на творческих базах в Гурзуфе, на Байкале, на озере Селигер, в Горячем Ключе.

В эти годы многие художники обзаводятся дачами - загородными домами с мастерскими в живописных уголках ленинградской области, в окрестностях Академической дачи, на псковщине. Дачный период обычно продолжался с ранней весны до глубокой осени. Он стал оригинальным и пока малоизученным явлением в художественной жизни второй половины 20 века, отразив неизбывную потребность русского художника к общению с природой, в котором он находил не только материал для творчества, но и познавал самого себя как личность, очищаясь от всего суетного, утверждаясь в нравственном и творческом выборе.

Дачному творчеству мы обязаны многими замечательными произведениями Н. Е. Тимкова, Д. И. Маевского, Н. М. Позднеева, М. К. Копытцевой, Г. А. Татаринова, Е. П. Антиповой, В. К. Тетерина, Г. А. Савинова, Л. А. Русова, В. А. Баженова, А. М. Семенова и других художников.

С середины 1970-х годов творчество художников ленинградской школы открывают для себя зарубежные галереи и коллекционеры. Регулярные выставки-продажи произведений художников московской и ленинградской школ проводятся в Токио галереей Геккосо.

Вместе с тем уже началась смена поколений, институт оканчивают художники, родившиеся в 50-е годы. Они жили в другой реальности: война, трудности послевоенного времени, тем более страсти, кипевшие в довоенной Академии, для них были уже историей. Их творчество отражало иные потребности, проблемы и противоречия, в центре его был иной герой, и это объективно заставляло искать новые формы и приемы живописно-пластической разработки образа.

1970-е годы открыли счет невосполнимых потерь для ленинградской школы , который отныне будет только увеличиваться. Ушли из жизни В. В. Ватенин, Н. М. Позднеев, В. И. Овчинников, Н. Н. Брандт, И. И. Лавский, Б. В. Корнеев, А. И. Соколов, Я. С. Николаев, А. Н. Самохвалов, А. С. Ведерников, В. И. Малагис…

Другой проблемой стало социальное расслоение и идейное размежевание среди художников. К концу 70-х годов оно оформилось в виде относительно небольшой группы классиков советского искусства и избранных функционеров и всех остальных художников. Более или менее явно, оно затрагивало почти все стороны жизни.

Подобные процессы происходили и в других сферах советского общества, отражая нарастание кризисных явлений. В изобразительном искусстве они проявлялись, в частности, в девальвации идейного содержания произведений на историко-революционную и общественно-политическую темы, в нарастании критического отношения к художникам, откровенно эксплуатировавшим эти темы и образы. Их творчество все более приходило в очевидное несоответствие с реальным положением и проблемами людей, с ростом тотального дефицита, всевозможных запретов и ограничений. В этой части искусство утрачивало не только прогрессивный характер, но и общественное уважение, выступая, по сути, с консервативно-охранительных позиций.

В то же время, ленинградская школа , включая и ее «левое» крыло, отвергали путь открытой конфронтации с властью и сближения с андеграундом, ведущий, по замечанию Л. В. Мочалова, к подмене ценностных приоритетов, чреватый негативными последствиями для самого искусства, так как отодвигал вопросы качества на задний план, а зачастую вел к полному упразднению понятия профессионализма, к низведению искусства до формы высказываний, маскирующих политическое инакомыслие.

Эти годы совпали для многих мастеров ленинградской школы с творческим ренессансом, с обретением особой красоты живописной формы и языка, с желанием испытать себя в новых темах, жанрах и стилях. Их творчество наполняется радостным мироощущением. Оно обращено к вечным, непреходящим ценностям, раскрывая красоту мира и обаяние молодости. Таковы портреты С. А. Ротницкого, О. Б. Богаевской, Н. Н. Баскакова, О. Л. Ломакина, натюрморты С. Е. Захарова, С. И. Осипова, В. К. Тетерина, Г. В. Котьянца, Г. К. Малыша, Л. А. Миловой, Б. И. Шаманова, П. Ф. Альберти, Е. П. Антиповой, пейзажи Н. Е. Тимкова, Н. Н. Галахова, К. Н. Славина, И. И. Годлевского, В. В. Голубева и других мастеров. Словно драгоценными закатными лучами их творчество озарило 80-е годы, оставив в памяти о себе яркий незабываемый след.

По-разному реагировали художники на перемены, происходившие в стране и обществе в 80-е годы, в эпоху М. Горбачева, «перестройки» и «гласности». Для кого-то они стали временем глубочайшего разочарования и личной драмы, кто-то воспринял их с надеждой на долгожданные перемены. Были и такие, кто, сделав творчество смыслом и единственным содержанием собственной жизни, оставался равнодушным к политике.

Вместе с тем процессы, происходившие на рубеже 80-90-х годов, были настолько масштабны и глубоки по своим последствиям, что не могли не отразиться на положении художников и самом изобразительном искусстве. Впервые в новейшем времени общество оказалось открыто и глубоко расколотым по важнейшим вопросам отношения к истории и действительности, и это в итоге оказалось для искусства более тяжелым испытанием, нежели кризис экономический.

Смена поколений совпала со сменой отношений собственности и политической системы, с переходом к рыночной экономике, приведших к смене самого государства. Возобладавшие центробежные тенденции привели к распаду многонационального Союза ССР и образованию независимых государств. В 1991 году была провозглашена независимость Российской Федерации, Ленинград по итогам референдума был переименован в Петербург.

На фоне сложного экономического положения прекратилось выделение средств на закупки произведений изобразительного искусства. Художники оказались предоставленными сами себе. Возникла угроза распада единого теперь уже Петербургского союза художников, потери собственности и, прежде всего, исторического здания Общества поощрения художеств.

В этот самый тяжелый период старейшие художники ленинградской школы , уже сходившей с исторической сцены, используя свой авторитет, поддержку коллег и общественности, сумели сохранить единый Петербургский союз и Академию художеств как школу. Было предотвращено развитие событий по сценарию 1918 года, которого не удалось избежать некоторым музеям. В этом заключается и большая заслуга перед русским искусством, и акт символической передачи эстафеты от ленинградской школы новым поколениям петербургских художников.

Ленинградская школа сошла с исторической сцены, ее время все дальше уходит в прошлое. Но осталось ее искусство, обладающее необычайной притягательной силой своего гуманизма, веры в человека, своих философских откровений, а порой и наивных простодушных заблуждений.

Она породила мощных творцов в искусстве, чей творческий фанатизм был сродни многим выдающимся художникам прошлых эпох. Их отличала глубинная любовь к Родине, они были щедро наделены разнообразными качествами и талантами, главными из которых являлись таинственная духовность и презрение к универсальному меркантилизму как к конечной цели человечества.

Неотделимое от истории своего века, это искусство будет востребовано новыми поколениями, трогая не только мастерством и красотой живописи, но и увлеченностью мечтой и революционной романтикой, жизненной силой своих образов, духом нестяжательства и исторического оптимизма, искренней убежденностью в созидательной и преобразующей силе искусства, обостренным чувством сопричастности и личной ответственности художника за судьбы Родины и ход истории.

С.В.Иванов, "Неизвестный соцреализм. Поиски и открытия"

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!