Ленинградская Школа Живописи

После Победы художественная жизнь города быстро восстанавливалась. Однако невосполнимыми были человеческие потери. На фронте и в блокаду погибло свыше 150 членов ЛССХ, то есть почти каждый третий. Огромны были потери среди студентов Академии и выпускников СХШ.

К учебе вернулись студенты, ушедшие на фронт с младших курсов. В институт по призванию пришли фронтовики, для которых был разрешен прием в вузы без экзаменов. Они принесли в искусство воздух Победы, обостренное чувство Родины и гордости за страну. И, конечно, новых героев. Это был поворотный момент для ленинградской школы и всего советского искусства.

Война с ее жестокими и бескомпромиссными требованиями стала для многих великой школой жизни и искусства. Присущие художнику возвышенное мироощущение, любовь к родной земле война сделала осознанней и глубже. Не случайно художники вспоминали о ней как о времени и жестоких испытаний, и благородных, светлых порывов. Это были годы истинного братства, бескорыстия и полной отдачи всех сил и способностей своему народу, Родине, делу победы над врагом.

Произошли изменения и в профессорско-преподавательском составе. Наряду с опытными Б. В. Иогансоном, А. А. Осмеркиным, М. И. Авиловым, Р. Р. Френцем, М. П. Бобышовым, И. А. Серебряным, М. Д. Бернштейном в полную меру развернулся педагогический талант А. Д. Зайцева, В. М. Орешникова, В. Л. Анисовича, Г. В. Павловского, П. И. Ивановского, А. А. Деблера, С. М. Михайлова, а также недавних выпускников института Г. А. Савинова, А. А. Мыльникова, П. П. Белоусова, чуть позже Е. Е. Моисеенко, Б. С. Угарова, Ю. М. Непринцева.

Главные темы конца 40-х и начала 50-х гг. подсказала сама жизнь. Среди многочисленных произведений о войне ярким воплощением народных образов выделялись работы А. И. Лактионова и Ю. М. Непринцева. Картины А. А. Мыльникова, М. Д. Натаревича, А. И. Соколова, Г. А. Савинова, И. А. Серебряного рассказывали о мирной жизни, о восстановлении разрушенных сел и городов, о красоте и духовной силе человека. Они вселяли оптимизм, уверенность в силах, врачевали душевные раны, нанесенные войной. В образах вождей революции и государства художники стремились воплотить лучшие черты современника, народа-Победителя, создавая их такими, какими они жили в представлении народа.

В эти годы убедительно заявили о себе мастера пейзажной живописи В. И. Овчинников, Н. И. Тимков, Г. П. Татарников, Д. И. Маевский, В. Ф. Загонек, Н. Н. Галахов, А. Г. Гуляев, В. А. Баженов и другие. Особое распространение получают в их творчестве панорамные пейзажи, традиционные для русской живописи. Художники стремятся к охвату как можно большего пространства, к изображению множества ясно читаемых планов, решая такими средствами задачу создания обобщенного образа родной земли. Волжская ширь, просторы Днепра и Дона открывают необозримые дали, чередующиеся возвышенности и равнины. В произведениях много света, солнца, воздуха.

И хотя в первое послевоенное десятилетие многие ленинградские художники продолжают развиваться в направлении, намеченном еще на студенческой скамье, в их творчестве все заметнее стремление разнообразить приемы живописно-пластического воплощения образа. Расширился круг традиций, которые питали и будоражили авторов в их стилистическом самоопределении. Причем привлекали жанры, ранее считавшиеся второстепенными,- пейзаж, портрет, натюрморт.

В феврале 1945 года на базе бывшего училища технического рисования А. Л. Штиглица открывается ленинградское художественно-промышленное училище, преобразованное вскоре в Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Институт развернул подготовку реставраторов, мастеров монументально-декоративного и прикладного искусства. Некоторые его выпускники стали впоследствии известными мастерами живописи, среди них К. Н. Славин, Ю. М. Шаблыкин, В. И. Назина, Г. К. Багров, С. К. Фролов, Б. И. Шаманов и другие. В разные годы в институте преподавали такие известные ленинградские художники как Р. Р. Френц, А. Н. Самохвалов, А. М. Любимов, П. Д. Бучкин, С. И. Осипов, А. Н. Семенов, Г. А. Савинов, С. А. Ротницкий, Ю. Д. Хухров, Л. А. Острова, Б. И. Шаманов, В. К. Тетерин и другие.

В эти годы ленинградским художникам выпало вместе с городом пережить и новые испытания. «Ленинградское дело» 1949-1952 гг. и последовавшие за этим жестокие репрессии особенно болезненно сказались на научной и творческой интеллигенции. Все, что было связано с героической обороной города, оказалось либо под запретом, или подвергалось тщательной фильтрации. Музей обороны, наполненный произведениями ленинградских художников, и, по сути, созданный ими, закрыли. Искусство, в том числе изобразительное, было подвергнуто бессмысленной регламентации. Так продолжалось до 1954 г., когда была вскрыта политическая интрига против Ленинграда и невинные жертвы реабилитированы.

Середина 1950-х - начало 1960-х годов отмечены для ленинградской школы вступлением в период расцвета. Пора творческой зрелости наступает для воспитанников Академии художеств конца 30-х - 50-х гг. Яркие образы современников создают в эти годы О. Л. Ломакин, Л. А. Русов, М. П. Труфанов, Э. В. Козлов, С. А. Ротницкий, И. С. Глазунов, О. Б. Богаевская, В. Ф. Токарев. В картинном жанре ставят новые задачи и задают новый уровень творчества Е. Е. Моисеенко, Б. В. Корнеев, Ю. Н. Тулин, Ю. М. Непринцев, Н. Н. Баскаков, Г. А. Савинов, А. Г. Еремин, Н. М. Позднеев, Б. М. Лавренко, А. А. Мыльников, М. Д. Натаревич, Д. Г. Обозненко и другие.

Среди мастеров пейзажа на ведущие позиции выдвинулись В. И. Овчинников, С. И. Осипов, Н. Е. Тимков, П. Т. Фомин, Н. Н. Галахов, В. Ф. Загонек, Г. П. Татарников, Д. И. Маевский, М. Г. Козелл, И. Г. Савенко, М. А. Канеев, А. Н. Семенов. В жанре натюрморта признание получили работы В. К. Тетерина, Е. П. Антиповой, М. К. Копытцевой, Е. П. Скуинь, Т. К. Афониной и других. Они развернули свое творчество стремительно, с жадным желанием многое испробовать в искусстве, основательно освоить или хотя бы ко многому прикоснуться. Современность с ее образами, идеями и настроениями воплотилась в их работах удивительно полно, привлекая сегодня особым вкусом к жизни и творчеству.

В этот период наряду с реалистическим направлением академического толка популярным становится непосредственное письмо с натуры. Оно привлекает художников новыми задачами в части колорита и передачи света, возможностью уйти от иллюстративности к большей цельности и живописности в трактовке образов, привнести в картину свежее дыхание жизни, ощущение подлинности и очарование молодости.

В 1957 г. в Москве прошел Первый Всесоюзный съезд советских художников, а в 1960 г. был учрежден Союза художников России. Они отражали изменения и в среде ленинградских художников. Расширились направления поисков, особенно в области формы и характера живописно-пластического языка. Ведущее место в творчестве заняли образы молодежи, студенчества, меняющийся облик сел и городов, развернувшееся освоение целинных земель, грандиозные новостройки в Сибири, на Волге, достижения советской науки и техники. Героями картин становятся новые герои своего времени - молодые ученые, рабочие, строители, врачи.

Обычными стали творческие поездки художников по стране, их география необычайно широка - Русский Север и Средняя Азия, Кавказ и Волга, Байкал и Дальний Восток, Урал и Крым, Прибалтика и Закарпатье, нижняя Волга и Каспий. Из них художники привозили не только богатейший натурный материал и свежие наблюдения, но и ощущением размаха перемен, красоты и величия природы, необъятности Родины.

Эти впечатления несли в себе заряд оптимизма, служили источником и одновременно стимулом для творчества. В этюдах 50-х гг. пленяешься не только ярким живописным мастерством, но и ощущением душевного подъема, гармонии человека с собой и окружающим миром.

Заметной темой становится обращение к памятникам древнерусской истории и архитектуры, к прошлому и настоящему старинных русских городов Пскова, Изборска, Старицы, Твери, Старой Ладоги и других. За этим стоит потребность художника ощутить себя в едином тысячелетнем потоке русской культуры, острее почувствовать связь времен, свою привязанность к корням.

Чутким барометром новых тенденций являлись ежегодные выставки произведений ленинградских художников. Они наглядно свидетельствовали как об общих тенденциях и направлениях в развитии живописи, так и о творческих поисках отдельных художников.

Жизнь давала в эти годы обилие новых захватывающих тем, положительных героев и образов. Заново открывались многие имена, страницы и целые главы из художественного наследия. Их осмысление побуждало художников обращаться к языку реалистического метода, расширяя представление о его возможностях. В этом заключалась одна из причин его востребованности и доминирующего положения в русском искусстве. В лоне реалистической традиции развивались и другие направления и течения современной живописи - натурное письмо, живопись «сурового» стиля, декоративная живопись. Своих приверженцев и интерпретаторов имели импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм и экспрессионизм.

Будучи перемолотыми русским сознанием и соотнесенными с отечественной действительностью и художественной традицией, эти течения раздвигали представление об изобразительных возможностях творческого метода и обогащали язык искусства. Вместе с тем они не могли изменить его «фундаментального лексика», обнаруживая себя в живописи большей частью подобно обрусевшим словам иностранного происхождения в русской речи.

В эти годы художники с особой любовью и проникновенностью обращаются к образу Ленинграда. В нем они находили все, что может взволновать, послужить источником вдохновения: красоту величественных дворцов и соборов, простор площадей и невских набережных, поэзию каналов, парков и садов, волшебство белых ночей, живое дыхание истории и современность в разнообразных ее проявлениях, классическую строгость форм, благородство осанки и сдержанного колорита. И лица, лица ленинградцев.

Для многих живописцев образ города стал одной из ведущих тем творчества, среди них А. М. Семенов, М. А. Канеев, А. П. Коровяков, А. Н. Семенов, В. И. Борисов, Т. К. Афонина, Е. Р. Чупрун, Ю. Д. Хухров, А. А. Ненартович и другие.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!