Ленинградская Школа Живописи

Перед студентами-живописцами и скульпторами ставилась задача овладения несложными техническими приемами, которые позволяли бы им в дальнейшем выполнять стандартные работы на производственные темы. В учебном плане института 1931/1932 года значились четыре отделения: художественно-строительное (монументальное), массово-бытовое, массово-декоративно-зрелищное и педагогическое. Не было и речи об изучении законов композиции, перспективы, об овладении секретами техники рисунка и живописи. Приказом Маслова от 14 мая 1930 г. музей Академии художеств был полностью ликвидирован. Его коллекции попадают в Русский музей и Эрмитаж, а также в музеи Харькова, Львова, Краснодара, Хабаровска, Одессы, Днепропетровска, Новгорода, Феодосии.

Обострилась полемика и в художественной среде, где одновременно существовали десятки конкурирующих между собой объединений и групп художников. Многие из них, несмотря на громкие декларации, не имели внятной платформы и создавались с единственной целью обеспечить средства к существованию своим учредителям. Другие, как Ассоциации Художников Революционной России (АХРР) с ее почти сорока филиалами, напротив, претендовали на идейное руководство всем художественным движением.

В конце 20-х гг. в результате очищения АХРР от «буржуазных» элементов из нее были исключены художники И. И. Бродский, М. И. Авилов, Г. Горелов. Позднее ее покинули А. Е. Архипов, Р. Р. Френц, П. Д. Бучкин, Д. Н. Кардовский, Н. И. Дормидонтов и другие крупнейшие живописцы. «Дело Бродского», которым занималась специальная комиссия Наркомпроса, привлекло широкое внимание. Оно вскрыло картину интриг и ожесточенной групповой борьбы, выражавших ненормальную обстановку, сложившуюся в искусстве.

Другим событием, вызвавшим общественный резонанс, стала скандально известная выставка 1931 года в Русском музее, на которой были устроены так называемые «черные стены». На них демонстрировались картины, которые организаторами выставки характеризовались как вредительские. Под каждым произведением давалась специальная аннотация, раскрывающая его «буржуазную сущность».

В ответ и в стенах Академии художеств, и среди художественной общественности Ленинграда складывалась оппозиция этой разрушительной для искусства политике. Именно в этой среде, наиболее чуткие представители которой понимали необходимость определяющей линии развития и консолидации творческих сил, вызревали идеи и планы возрождения художественной школы и реалистических традиций отечественного искусства, отсюда исходила и решительная критика «масловщины».

Весной 1932 года ЦК ВКП (б) принимает постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в частности, предусматривался роспуск существовавших литературных и художественных организаций и групп и образование единых творческих союзов. Следствием постановления стало образование 2 августа 1932 г. Ленинградского Союза художников, завершившее по существу постреволюционный период развития и открывшее эпоху советского искусства.

Ленинградское отделение Союза Советских художников (ЛССХ) стало творческим и профессиональным союзом, объединявшим на протяжении 60 лет ленинградских художников всех специальностей- живописцев, скульпторов, графиков, монументалистов, мастеров декоративно-прикладного искусства, художников кино и театра, а также искусствоведов. ЛССХ организовывал творческую, профессиональную, выставочную деятельность, решал вопросы социального, бытового, материального положения художников.

На пост первого председателя правления ЛССХ был избран известный живописец и педагог К. С. Петров-Водкин. Этим избранием была заложена важная традиция, способствовавшая многолетнему развитию Академии и Ленинградского Союза художников по сути как единого творческого организма.

Первая общегородская выставка ленинградских художников после образования ЛССХ состоялась в 1935 г. Большинство ее участников были представлены по разделу живописи , среди них П. Д. Бучкин, Р. Р. Френц, А. Н. Самохвалов, И. И. Бродский, К. С. Петров-Водкин, А. А. Рылов, К. С. Малевич, Е. М. Чепцов, Н. И. Дормидонтов, М. И. Авилов и многие другие.

В тематике части произведений просматривался «социальный заказ», особенно в портретах вождей партии и государства. Вместе с тем в поисках нового героя художники внимательно вглядывались в грандиозную картину развернувшегося строительства, социального и культурного переустройства, стремясь передать характерные черты эпохи, выразить свое отношение к происходящим переменам, свидетелями и участниками которых они являлись. Участники выставки 1935 г. стали своего рода «отцами-основателями» ленинградской школы , а их произведения составили один из богатейших пластов ее искусства, основу крупнейших музейных собраний советской живописи 1930-1950 гг.

ЛССХ пополнял свои ряды за счет приема членов распущенных художественных объединений и групп, а в дальнейшем за счет выпускников ЛИЖСА и других учебных заведений города. Прием в члены ЛССХ производился при условии участия в выставках, наличии рекомендаций действительных членов ЛССХ и по представленным работам.

В октябре 1932 года ВЦИК и СНК принимают постановление «О создании Академии художеств». Ленинградский Институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован в Институт живописи , скульптуры и архитектуры, тем самым была подведена черта под 15-летним периодом непрерывных преобразований крупнейшего художественного учебного заведения страны.

Однако потребовалось еще несколько лет на то, чтобы собрать разрозненные педагогические силы и по-новому выстроить художественное образование. Этот процесс начали новый директор Академии художеств А. Т. Матвеев и его заместитель по учебной работе профессор живописи А. И. Савинов. Они пригласили на преподавательскую работу в институт профессоров Д. Н. Кардовского, А. А. Осмеркина, С. Л. Абугова, Е. Е. Лансере, П. А. Шиллинговского, И. И. Бродского, Н. Э. Радлова, много сделавших впоследствии для становления ленинградской школы живописи .

В 1934 году директором Всероссийской Академии художеств (ВАХ) и ленинградского института живописи , скульптуры и архитектуры был назначен И. И. Бродский, ученик И. Е. Репина. К работе в институте И. И. Бродский привлекает крупнейших художников и педагогов К. Ф. Юона, П. С. Наумова, Б. В. Иогансона, А. И. Любимова, Р. Р. Френца, Н. Ф. Петрова, В. А. Синайского, В. И. Шухаева, Д. И. Киплика, Н. Н. Пунина, В. Н. Мешкова, М. Д. Бернштейна, Е. М. Чепцова, И. Я. Билибина, М. Г. Манизера, П. Д. Бучкина, А. П. Остроумову-Лебедеву, А. Е. Карева, Л. Ф. Овсянникова, С. В. Приселкова, И. П. Степашкина, К. И. Рудакова и других.

Прежде всего, новой школе надо было освободиться от балласта, и директор начал свою деятельность с крутых мер. Была создана специальная комиссия, которая после проверки знаний студентов решила исключить из института более 60 учащихся ввиду их полной неподготовленности, 52 студента были переведены в подготовительный класс, 62 – со старших курсов на младшие и 173 оставлены на второй год.

В основу подготовки будущих живописцев было положено овладение рисунком, композицией, живописью, а также историей искусства. Были повышены требования к поступающим в институт, организован рабфак и подготовительные курсы при институте. Занятия на подготовительных курсах вели К. Э. Линдблат, А. Д. Зайцев, К. М. Лепилов, П. И. Смукрович, В. А. Оболенский, В. П. Белкин и другие профессора и преподаватели Академии. О строгости установившихся требований можно судить по такому факту: из 60 человек, принятых в 1934 году на подготовительные курсы, только 11 в 1937 году стали студентами института.

На живописном факультете института была восстановлена система творческих индивидуальных мастерских, в которых студенты продолжали обучение после второго курса. Руководили мастерскими профессора И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, В. Н. Яковлев, Д. Н. Кардовский, А. А. Осмеркин, А. И. Савинов, Р. Р. Френц, П. А. Шиллинговский, М. П. Бобышов.

Их усилиями в этот период были возрождены и получили новое развитие традиции русской художественной школы. При всех проблемах и издержках периода становления, избранные в 1930-е годы методы воспитания художников и организация учебного процесса оказались в целом настолько удачны, что и сегодня не утратили своей актуальности, выдержав самое серьезное испытание временем и став общепризнанным эталоном постановки художественного образования, предметом изучения и копирования в мире.

В середине 1930-х годов в Ленинграде формируется уникальная система детского начального и среднего художественного образования. В 1934 году при Академии художеств организуется Школа юных дарований, преобразованная вскоре в Среднюю Художественную школу (СХШ) при Всероссийской Академии художеств. При ней был открыт интернат. Первым директором был приглашен К. М. Лепилов, всю жизнь отдавший идее создания такой школы. К преподаванию были привлечены как опытные педагоги Л. Ф. Овсянников, С. Л. Абугов, П. С. Наумов, так и молодые художники А. Д. Зайцев, А. А. Трошичев, В. Л. Анисович, Л. С. Шолохов, П. П. Казаков, А. А. Деблер, В. А. Горб, С. Г. Невельштейн, который вскоре возглавил СХШ.

В эти же годы организуются районные детские художественные школы и студии. Помимо рисунка в них также преподавались основы живописи, композиции и истории искусств. Занятия с детьми вели профессиональные художники, в том числе выпускники Академии художеств.

В предвоенные годы воспитанниками СХШ стали известные в будущем ленинградские художники и скульпторы А. И. Еремин, В. Ф. Загонек, М. К. Аникушин, Н. Н. Кочуков, И. А. Венкова, Е. П. Антипова, А. П. Левитин, Ю. Н. Тулин, Д. П. Бучкин, В. Ф. Чекалов, В. К. Тетерин, М. К. Копытцева, М. А. Козловская, Е. М. Костенко, А. Б. Грушко, О. Л. Ломакин, В. А. Любимова и многие другие. Творческая атмосфера, царившая в школе, отвечала устремлениям ее питомцев. Прививая вкус и любовь к подлинному искусству, педагоги нацеливали учащихся на получение творческих импульсов от самой жизни. В этом проявлялась реалистическая направленность молодой ленинградской школы .

В конце 30-х и начале 40-х годов среди первых выпускников обновленной Академии художеств были Ю. М. Непринцев, П. П. Белоусов, Н. Е. Тимков, А. А. Грицай, М. П. Железнов, А. И. Лактионов, П. К. Васильев, В. А. Серов, А. Н. Яр-Кравченко, М. Г. Козелл (мастерская И. И. Бродского), Д. К. Мочальский, А. А. Деблер, Л. А. Рончевская, М. А. Асламазян, И. Д. Калашников, Н. И. Андриако (мастерская А. И. Савинова), Г. А. Савинов, Е. П. Скуинь, З. Б. Зальцман, Т. И. Ксенофонтов, О. Б. Богаевская, Е. В. Байкова (мастерская А. А. Осмеркина). Многие из них стали впоследствии не только признанными мастерами советской живописи , но и не менее известными педагогами, воспитав не одно поколение молодых ленинградских художников.

Так, от И. Е. Репина, П. П. Чистякова, А. И. Куинджи, В. Е. Маковского через И. И. Бродского, Д. Н. Кардовского, А. А. Осмеркина, К. С. Петрова-Водкина, А. И. Савинова, А. М. Любимова, П. Д. Бучкина, М. Г. Платунова и далее через их учеников В. М. Орешникова, Е. Е. Моисеенко, Г. А. Савинова, Ю. М. Непринцева, П. П. Белоусова, А. А. Мыльникова, С. И. Осипова, А. Н. Семенова осуществлялась неразрывная связь между русским искусством конца XIX- начала XX века и поколениями ленинградских художников середины и второй половины XX века.

В этом состоит едва ли не главный признак, отличающий немногие выдающиеся художественные школы, - передача традиций мастерства непосредственно от учителей к ученикам на протяжении нескольких поколений, в одних стенах, на одном материале.

Таким образом, к концу 1932 года были созданы основные элементы ленинградской школы : высшее художественное учебное заведение нового типа и единый творческий и профессиональный союз ленинградских художников.

Первые результаты работы реформированной Академии художеств можно было увидеть на ежегодных выставках дипломных работ ее выпускников, на городских выставках ленинградских художников 1936-1940 годов, а также на всесоюзных выставках дипломных работ студентов художественных вузов в 1939-1941 годах в Москве. Они свидетельствовали и об успехах, и о проблемах в подготовке молодых живописцев.

Так, первой премией на выставке 1941 года в Москве была отмечена картина Г. А. Савинова «Детство М. Горького». Вместе с тем молодых художников и их педагогов упрекали в пристрастии к натурализму, в недостаточной художественной образности произведений, в недостаточном внимании к живописной разработке темы

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!