Степанов Алексей Степанович (1858-1923)

Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля 1858 года в Симферополе, в семье офицера, участника Севастопольской обороны. В том же году умерла его мать, а пять лет спустя умер отец.
Опекун мальчика, генерал Мельгунов, увез его в Москву и поместил в Разумовский филиал Николаевского сиротского института. Замкнутый и скромный, Степанов мало рассказывал о своем сиротливом детстве, но всегда хорошо отзывался и об институте и о своем опекуне. Учился Степанов сначала в Первой мужской гимназии, затем в гимназических классах константиновского Межевого института, куда генерал Мельгунов перевел мальчика, заметив у него способности к рисованию. Черчение, хорошо поставленное в училище, могло, по его мнению, в какой-то мере удовлетворить возраставшую страсть мальчика к рисованию. По рассказам художника, опекун считал необходимым дать ему прежде всего общее образование и конкретную практическую специальность, которая дала бы в будущем верный кусок хлеба. Труд художника казался ему неверным, необеспечивающим, а в Межевом институте вместе с черчением преподавались и рисование и съемки местностей. Таким образом, Степанов к моменту совершеннолетия должен был получить некоторую подготовку и к деятельности художника. Межевой институт Степанов окончил в 1879 году со званием землемера.

В совершеннолетие он получил небольшое наследство отца, сохраненное для него Мельгуновым. Теперь он был свободен в выборе жизненного пути. Но только через год, в 1880 году, и сначала только вольнослушателем Степанов поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, в класс И.М. Прянишникова, и начал заниматься рисунком под руководством Е.С. Сорокина.
В 1883 году за эскиз маслом "Бабушка печет блины" Степанов получил от Совета Московского художественного общества, в ведении которого находилось Училище, свою первую награду - "пять рублей серебром на краски", что и засвидетельствовано надписью на обороте холста за подписью секретаря Совета Общества Льва Жемчужникова.
С 1883 года Степанов начал работать над программой "Отец и сын, или Военная беседа". Рисунок и эскиз к этой картине были поданы художником в том же 1883 году; за них он получил серебряную медаль. В 1884 году была подана программа. Степанов получил за нее большую серебряную медаль и звание классного художника. Картину купил для своей коллекции П.М. Третьяков.
В 1889 году на XVII выставке Товарищества передвижников была показана картина "Лоси". Единогласно принятая Советом Товарищества, она покорила всех оригинальностью сюжета и свежестью трактовки. Она прозвучала неожиданно и ново. Утверждалась никогда и никем еще не поставленная тема. "Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь Степанова "Лоси едят сено зимой", - писал жене В.Д.Поленов ". И тогда же с выставки ее приобрел Третьяков.
В 1891 году за картину "Журавли летят" Степанов одновременно с Левитаном и Светославским был принят в члены Товарищества передвижников. "Журавли летят" - изумительная по своей красоте и глубине чувств картина Степанова, ни в чем уступающая шедеврам Левитана или Саврасова, а в чем-то и превосходящая их.
Выставленная на XXV выставке передвижников и на XXIV выставке Академии художеств, картина "Утренний привет" была приобретена Академией художеств и в 1900 году послана на Всемирную выставку в Париж, а в 1905 году Степанов за нее получил звание академика. 

В 1903 году критик "Русских ведомостей" характеризовал Степанова как, "пожалуй, единственного в России истинного знатока всякого зверя, давно снискавшего любовь всех любителей охоты и жизни зверей". М. В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В. А. Серова. Серов также высоко ценил этот дар художника, потому настоял на приглашении Степанова в качестве преподавателя в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. "Лошадки, собачки, - говорил Серов, - это уже надо Степанову отдать, это уж его дело, это уж он лучше всех умеет". С 1899 по 1918 год Алексей Степанович с успехом преподает в МУЖВЗ "класс животных". Среди его учеников будущие известные советские живописцы - А.А. Пластов, С.В. Герасимов, М.А. Добров, Б.В. Иогансон, П.Д. Корин, А.П. Панфилов, Л.В. Туржанский, В.А. Филиппов, Б. Н. Яковлев и др.

Мастерская Степанова была доступна всем желающим, начиная с учеников головного класса. Выходя в своих задачах далеко за пределы воспитания узкого специалиста по изображению животных, она несомненно имела большое значение в жизни Училища и внесла свой вклад в художественное образование 900-х и 910-х годов. Работа с живой, а главное с подвижной натурой дисциплинирует художника, обостряет его внимание, воспитывает быстроту и точность рисунка гораздо больше, чем работа с хорошо вышколенным натурщиком, неподвижно стоящим на своем постаменте. "Зарисовывая петуха, или кролика, или зайца, которых приносил Алексей Степанович, - вспоминает Б.Н.Яковлев, - надо было подолгу ждать, когда модель повторит то движение, ту позу, которую художник начал набрасывать. "Будьте настойчивы, - говорил Степанов, - только следите внимательно, ваш натурщик непременно примет снова то прежнее положение". Приходилось зарисовывать на лету быстро меняющиеся позы животного. "Вам это пригодится, - говорил своим ученикам Степанов, - пригодится в вашей дальнейшей работе, даже если вы изберете себе другую специальность: будете писать море, а море ведь тоже вас не ждет и вечно волнуется, движется, приливает и отходит, волны падают и вновь поднимаются... Как же вы будете их ловить?" - вспоминал Б.Н. Яковлев.
Сам Степанов работал с необыкновенной быстротой. Академик В.Н. Бакшеев рассказывал, что такой быстроты исполнения без снижения качества он не встречал никогда, "разве только у Репина". "Однажды, - рассказывал В.Н. Бакшеев, - шли мы как-то несколько человек через лес, шли гуськом, сзади - Степанов. Проходим большую лесную поляну, оглядываемся, смотрим - Степанов на ходу писал этюд опушки леса, и пока проходили поляну, этюд был готов". Такое же большое значение, как работе с подвижной натурой, придавал Степанов работе по сохранившемуся в памяти впечатлению. Здесь упражнялась не только острота зрения и память глаза, но самый образ вставал в обобщенной форме, очищенный от излишних деталей уже в первой своей творческой переработке. Степанов любил задавать своим ученикам упражнения "на память", довольно сложные. "Однажды, - вспоминает один из его учеников, - шли мы с ним по Тверскому бульвару; на углу переулка горел фонарь, стоял извозчик с понурой лошадкой". "Вот, посмотрите внимательно, - сказал Степанов, - запомните хорошенько, домой придем, постараемся взять на память". "Но дома повторить точь-в-точь - и дом на углу, и фонарь, и извозчика-смог только сам Степанов".

Умер Алексей Степанович Степанов 5 октября 1923 в Москве

Почему об Алексее Степанове до сих пор нет сколь-нибудь серьезной книги или биографии? "Скромен был он очень, - заметил его ученик Василий Бакшеев, отвечая на этот вопрос. - Или время его не пришло", - добавлял он. Что скромен был Степанов беспредельно и чужд самомнения, об этом нам до сих пор приходится сожалеть. Ибо он сам наложил запрет на свою монографию, которую собирался писать для издательства Кнебеля Сергей Голоушев. Мы лишены возможности проверки жизни и творчества художника, поскольку нет авторизованных материалов. Необычайно скудна переписка, да и в немногих дошедших до нас письмах Степанова нет дат, так же как нет их и на его картинах, и в этом одна из значительных трудностей, предстоящих каждому исследователю творчества художника. Каталоги выставок, рассказы дочери художника, Е.А.Нечаевой-Степановой, немногие воспоминания товарищей и учеников, а главное, анализ художественных особенностей живописи Степанова в последовательные этапы его жизни и творчества - почти единственные основания хронологии его искусства и единственный источник биографии.

Материалы: alexey-stepanov. ru

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!