Иванов Сергей Васильевич (1864-1910)

Сергей Васильевич Иванов родился 4 июля 1864 года в городе Рузе Московской губернии в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у мальчика проявились рано, отец, однако, считал, что художника из сына не выйдет, разве что "маляр, вывески мазать". Не видя разницы между живописью и черчением, он прочил сына в инженеры и решил отдать его в Константиновский межевой институт. Туда и поступил Иванов в 1875 году после окончания уездного училища. Институт тяготил его, и по совету П. П. Синебатова, сослуживца отца, "вечного студента" Академии художеств, Иванов как вольнослушатель с осени 1878 года начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В следующем году он поступает в Училище и оставляет Межевой институт, в котором учился 1878-1882гг. у И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина.
1882-1884 учился в Петербургской Академии художеств. Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный, класс, покинуть Академию и переехать в Москву. Иванов возвращается в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое в свое время не окончил. 

В 1885 получил звание учителя рисования, в 1905 - звание академика.
Большое место в жизни Иванова занимала педагогическая деятельность. 1899-1906 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, а 1903-1910 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Иванов принадлежит ко второму поколению художников-передвижников (был принят в Товарищество в 1899 году) , существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения. Первая картина - "В дороге. Смерть переселенца" (1889), принесшая ему славу, - образными средствами еще была близка раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива, подробно прописанными деталями, но взгляд на происходящее выражен уже по-новому. Трагический финал - смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи - подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление безысходности произошедшего. В произведении активнее использованы художественные средства композиции, поэтический подтекст играет большую роль, нежели у реалистов старшего поколения. Эту картину приобрел П. М. Третьяков для своей галереи.
Именно в поисках обновления живописного языка С. Иванов участвовал в создании Союза русских художников. Зимой 1903 года состоялась первая выставка Союза русских художников, где Иванов представил картины "Забастовка" и "Поход москвитян. XVI век".

В 1905 году Иванов - "революционер по природе", как говорил о друге своей юности художник М.Нестеров, не только всей душой был на стороне восставших масс, но и непосредственно участвовал в революционных событиях. Во время похорон Н.Э. Баумана ему были доверены большая сумма денег, собранных на вооруженное восстание, и ключи от помещений Московского университета, в тот же день превратившихся в лазарет для раненых демонстрантов. Во время вооруженного восстания в Москве Ивановым было сделано несколько эскизов, по которым была написана знаменитая картина "Расстрел", поразившая публику ярко выраженным протестом. В день похорон Н. Баумана, художник был вместе с охранявшими университет от полиции. В рисунках и эскизах Иванова запечатлена эта ночь в университете, который студенты превратили в лазарет, которые впоследствии воплотились в картину "Похороны Баумана". 

В 1903 году он поселился в деревне Свистуха, недалеко от Дмитрова.
Там 3 августа 1910 года его и настигла скоропостижная смерть, он умер от сердечного приступа.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!