Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902)

Семирадский родился 24 ноября 1843 в селе Новобелгород Харьковской губернии в семье генерала драгунского полка царской армии, выходца из Польши. Детство и юность провел в Харькове.
В 1850-х учился во 2-ой харьковской гимназии у Д. И. Безперчего. В 1860-1864 учился на физико-математическом факультете Харьковского университета, который окончил со званием кандидата физико-математических наук. Параллельно брал частные уроки живописи и рисунка у Д. И. Безперчего ученика К. П. Брюллова, которого позже называл единственным своим учителем.
В 1864 году Семирадский приехал в Петербург и поступил вольнослушателем в Академию художеств, так как согласно академическому Уставу, лицо, достигшее двадцатилетнего возраста, не имело права состоять учеником Академии на общих основаниях, а лишь на правах вольнослушателя, что подразумевало платное обучение и лишало возможности участвовать в конкурсе на большую золотую медаль и претендовать на шестилетнюю поездку за границу за счет Академии. В 1865 году Семирадский получил малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех первенцев Египта». В январе 1866 года Семирадский подал прошение в совет Академии о переводе из вольнослушателей в ученики. Прошение было удовлетворено, и Семирадский был зачислен в натурный класс, где его профессорами стали Богдан Виллевальде и Карл Вениг. Талант Семирадского успешно развивался. На осеннем экзамене 1866 года он получил две серебряные медали: второго достоинства за рисунок с натуры и первого достоинства за натурный этюд. Далее успехи Семирадского шли по нарастающей. Его эскизы сепией «Сошествие Христа во ад» (1868), «Содом и Гомора» (1869), «Избиение младенцев» (1869) поразили преподавателей и соучеников незаурядностью исполнения, а главное - той легкостью, с какой начинающий художник компоновал сложнейшие многофигурные композиции. В сентябре 1868 года Семирадский был удостоен Малой золотой медали за программу «Диоген разбивающий чашу», что дало ему право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль – венец академического обучения и мечта всех учеников Академии.
В 1870 он представил на суд академического ареопага программу "Доверие Александра Македонского врачу Филиппу". За нее Семирадский получил при единодушном согласии жюри искомую награду - Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за казенный счет. Изящество линий, четкость силуэтов фигур, гармоничный колорит – принадлежат к достоинствам этой ранней работы Семирадского. В ней он показал себя талантливым учеником академической школы, впитавшим заветы классицизма, восходящие к Брюллову, Бруни, Иванову. В этой работе уже содержится творческое кредо Семирадского: интерпретация сюжета преимущественно пластическими средствами без углубления в литературную драматургию.
Осенью 1871 года Семирадский покинул Петербург. Молодой талантливый выпускник Академии сначала отправился в Мюнхен, в то время один из крупнейших европейских художественных центров.
В Мюнхен Семирадский привез эскизы для работы над большой композицией «Римская оргия блестящих времен цезаризма» (1872). Картина написана по мотивам романа Гая Петрония «Сатирикон». Это было первое многофигурное полотно художника. Здесь ему предстояли задачи несравненно более сложные, чем в дипломной работе: большой формат холста, сложный архитектурный фон, ночное освещение, разнообразие поз персонажей, соединение архитектуры, скульптуры и человеческих фигур в единую композиционную систему. Амбиции и творческая отвага молодого художника вызывают уважение.
В 1872 картина была показана в выставочном зале Мюнхенского художественного общества, а затем в Петербурге на Академической выставке, где и была приобретена Великим князем Александром. Александровичем, будущим императором Александром III. Это обстоятельство сыграло важную роль в дальнейшей судьбе Семирадского. В лице великого князя Александра Алексадровича он нашел влиятельного покровителя и ценителя своего таланта, который будет приобретать для своей коллекции, ставшей впоследствии ядром Русского музея, почти все основные произведения художника.

В 1872 году Семирадский прибыл в Италию. В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская АХ присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда, он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала, не случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.
"Грешница" (1873) - первая большая картина, завершенная в Риме Семирадским и принесшая ему первый настоящий успех. Она была написана по заказу великого князя Владимира Александровича, с 1869 года - президента Академии художеств. Видимо им же был предложен художнику и сюжет - из популярной поэмы А.К.Толстого "Грешница". В поэме описана встреча Христа с красавицей-блудницей и ее внезапное духовное перерождение под влиянием нравственной силы личности Христа – апокрифический сюжет, отсутствующий в Евангелии. В картине "Грешница" в творчестве Семирадского впервые появляется тема столкновения двух миров – мира христианства и его ценностей и мира языческого. На подобном конфликте основана драматургия почти всех его больших полотен - "Гонители христиан у входа в катакомбы", "Светочи христианства (Факелы Нерона)", "Христианская Дирцея".
В 1873 Семирадский обвенчался в Варшаве со своей кузиной Марией Прушиньской. Этот брак оказался счастливым. Мария родила Семрадскому четверых детей: троих сыновей - Болеслава, Леона, Казимира и дочь Ванду.
Работая, с большим подъемом, Семирадскй решает летом 1873 сделать перерыв и отправиться в путешествие по Европе. Но это путешествие, едва начавшись, вскоре было прервано: жажда новой большой работы призвала художника в Рим, в мастерскую. В письме к коференц-секретарю Академии художеств П.Ф.Исееву он писал: "Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне; в великолепном саду "Золотого дворца" Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища - живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках; факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа. Поэтому картину мою я и думаю озаглавить "Христианские светочи" или "Светочи христианства". Сюжет картины основывается на «Анналах» Тацита (55-120 г. н.э.). Римский император Нерон (54-68 г. н.э.) обвинил христиан в поджоге Рима (в июле 64 г. н.э.) и обрек их на страшную казнь.
В Римской Академии Св. Луки Семирадский впервые выставил "Светочей..." перед отправкой картины в Петербург. Восхищенные ученики Академии поднесли художнику лавровый венок. Семирадский удостоился почестей, которыми Италия в свое время встретила "Последний день Помпеи" Карла Брюллова.
Шестилетний пенсионерский срок завершился с триумфом. Картина экспонировалась в 1876 году Риме, Мюнхене, Вене, на Всемирной выставке в Париже 1878 года, где произвела фурор, художник получил за нее большую золотую медаль и орден Почетного легиона. Тогда же Академии изящных искусств в Берлине, Стокгольме и Риме избрали Семирадского своим членом, а флорентинская галерея Уффици предложила художнику написать свой автопортрет.
За "Светочей христианства" в 1877 Совет петербургской Академии художеств удостоил Семирадского звания профессора, и выразил своему питомцу мнение Совета, что "вся его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству".
Осязаемый, чувственный, красочный образ античности, созданный Семирадским , стал своего рода эталоном для последней трети ХIХ столетия, его картины служили источником для литературных произведений из "античной" жизни. Картина Семирадского "Светочи христианства" оказала большое влияние на литературу, театр и изобразительное искусство своего времени. Генрик Сенкевич при работе над романом "Камо гредеши" (1896) руководствовался не только сочинениями Корнелия Тацита и Плиния старшего, но и ярким образом позднеантичного мира, явленном в картине Семирадского.
За год до завершения работы над "Светочами..." Семирадский получил предложение принять участие в росписях Храма Христа Спасителя в Москве. Семирадскому предстояло написать четыре композиции из жития Св.Алексадра Невского в северном крыле: "Александр Невский в орде", "Александр Невский принимает папских легатов", "Кончина Александра Невского" и "Погребение Александра Невского". Этим росписям придавалось важное значение в начале строительства храма и впоследствии, так как придел был посвящен покровителю Александра I, давшего обет воздвигнуть Храм Христа Спасителя, Александру II, строящему храм в течение двадцати лет, и Александру III, завершившему это строительство.
Впоследствии Семирадский также исполнил над окнами хоров храма росписи на сюжеты "Крещение Господне" и "Въезд Христа в Иерусалим", а также монументальный запрестольный образ "Тайная вечеря". Эта большая работа была сделана Семирадским всего за 15 дней по предварительным эскизам.

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ в Италии.

Последние годы жизни Семирадского были омрачены мучительной и редкой болезнью - раком языка. Он умер 23 августа 1902 года в своем имении Стржалков под Новородомском близ Ченстоховой. Художника похоронили на варшавском кладбище Повонзки рядом с могилами отца и матери, но через год его прах был перезахоронен в краковском костеле "На скалке" в некрополе крупнейших деятелей польской культуры. Многочисленные отклики в печати на смерть Семирадского были единодушны в одном: "умер последний классик русского искусства".

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!