Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Родился в Петербурге 18 (30) ноября 1869 в семье известного историка искусства А.И.Сомова, который долгое время был старшим хранителем Эрмитажа. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В семье Сомовых живопись и искусство были постоянным предметом разговоров и неотъемлемой частью всей ее жизни, поэтому неудивительно, что Константин Андреевич мечтал стать художником с самых юных лет.
С 1884 посещал вечерние воскресные классы Общества поощрения художеств. В 1888 поступил в Академию художеств в Петербурге, где занимался у К. Б. Венига, В. П. Верещагина, П. П. Чистякова, Б. П. Виллевальде. В 1891-1893 был награжден двумя серебряными медалями за рисунок и живописные этюды с натуры. В 1894 продолжил обучение в мастерской И. Е. Репина.
В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси.
В этот период познакомился с А.Н. Бенуа и рядом других "мирискусников". Испытал большое влияние графики западного модерна, а также живописи французского рококо.
 В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой. Его «Дама в голубом платье» (1897-1900) - одна из жемчужин Третьяковской галереи, шедевр русского символизма, вещь, погружающая зрителя в умиротворение и заставляющая сожалеть об ушедшей красивой, пусть и эфемерной эпохе.
В 1898 стал одним из учредителей журнала и выставок объединения «Мир искусства». До 1904 был членом редакции, оформителем и иллюстратором журнала.
С 1894 (до 1906) принимал участие в выставках Общества русских акварелистов. В 1898 экспонировал свои произведения на выставке Мюнхенского Сецессиона, в 1901-1903 и в 1906 - на выставках Берлинского Сецессиона. С 1903 по 1910 был постоянным экспонентом Союза русских художников. В 1903 в салоне «Современное искусство» в Петербурге состоялась первая персональная выставка Сомова.
В 1914 получил звания академика Академии художеств.
Сомов ценил свою независимость и не желал связывать себя службой в любом государственном учреждении Российской империи и постоянно отклонял эти предложения.
В 1915 отказался баллотироваться в действительные члены Академии. В 1915-1918 преподавал в Школе Елизаветы Званцевой в Петербурге, с 1918 - в Петроградских Государственных свободных художественных мастерских.
В 1919 в Государственной Третьяковской галерее прошла персональная выставка художника, приуроченная к 50-летию со дня его рождения.
Он был аполитичным, но трезво наблюдал за страшным ходом событий 1905 г. и 1-й мировой войны и давал достаточно смелые оценки вождям, довольно враждебно относился к царю Николаю II. Своего негативного отношения к царской семье не изменил и после 1917 года.
После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, не имея заказов на работу, испытывал финансовые сложности.
В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции, где жил в столице, а летом на ферме Гранвилье в Нормандии.
Умер Сомов в Париже 6 мая 1939.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!