Беседы на островах искусства

Путешествуя в безграничном море интернета можно обнаружить великое множество больших и малых сайтов, где люди делятся своим искусством, хотят быть услышанными и увиденными, но чаще хотят продать свои произведения. На одном из таких островов мне посчастливилось познакомиться с человеком, которого всерьез интересует будущее искусства. Это испанский писатель и художник, в последнее время занимающийся искусством, связанным с новейшими компьютерными технологиями Jrn Calo. Он ведет свой мультимедийный журнал.
У нас завязалась переписка, которая оказалась интересной и полезной нам обоим. Вопросы, связанные с современным искусством, волнуют многих. Поэтому мы решили наш диалог сделать доступным для других – на страницах испанского журнала и здесь, на нашем сайте.


После моего вопроса, нравятся ли ему абстрактные работы одного современного художника Jrn Calo написал мне следующее.

12.02.2011 Jrn Calo:
Здравствуйте, Татьяна!
Я читал классику русской литературы, когда был юным. Мои любимые писатели - Александр Солженицын и Федор Достоевский, хотя я читал и других. Живопись без литературы – ничто. Она должна показывать мир, способ существования и видения, должна иметь глубину, тайну, должна очаровывать, гипнотизировать зрителя. Произведение живописи не должно быть похоже на другие работы, оно должно быть уникально. Если работа предсказуема,она не существует как таковая, она не выживет в огромном океане искусства.
Я рад, что Вам понравился мой журнал. Мы живем в XXI веке и, по-моему, в будущем всe, что написано маслом или акрилом никто не сможет сделать лучше великих мастеров XX столетия. Художники сегодня должны создавать новые миры, соответствующие времени, в котором мы живем, должны говорить о своем веке, о веке компьютеров, и пользоваться инструментами цифровых технологий: Software Design: 2D, 3D, фракталы, алгоритмическое искусство, видео-арт, инсталляции, гипертекст, Net art и т.д.
Писать или творить как в XIX или в XX веке больше не имеет смысла. Как бы многие не старались, им не превзойти Винсента ван Гога, Гогена, Пикассо, Дали и других учителей, которые вошли в историю искусства.
С наилучшими пожеланиями. Мы на расстоянии одного клика.
Jrn Calo

13.02.2011 Татьяна Несветайло пишет:
Здравствуйте, Jrn!
Неоднократно уже предсказывали смерть живописи, начиная с середины 19 века, когда распространилась фотография. Но это лишь помогло живописи обрести свободу от литературы и дидактики. После появления кино предсказывали смерть театру, а он рождает все новые формы, используя также и новые технологии. Электронные книги вытесняют бумажные. Возможно, в будущем бумажные книги станут непозволительной роскошью, так же как и натуральные продукты питания.
В цифровом искусстве все меньше становится человека, поэтому вновь возникла необходимость в слове, чтобы одухотворить новые цифровые миры. Я думаю, что свободное движение человеческой руки, являющейся проводником человеческих чувств и мыслей, не будет полностью вытеснено высокотехнологичным искусством. Его, конечно, будет намного меньше, но тем ценнее оно будет. Подобно тому, как любое воспроизведение музыки или создание музыки цифровыми средствами не вытеснит живого музыканта.
Согласна, что надо менять мышление, искать новые формы. И вы совершенно правы в том, что здесь без новых технологий не обойтись. Но не подменять одно другим. Это параллельные взаимопроникающие пути.
Следуя вашей логике, Солженицыну не следовало браться за перо после Достоевского, Толстого, Тургенева?
С наилучшими пожеланиями
Татьяна

13.02.2011 Jrn Calo:
Дорогая Татьяна!
Прежде всего, я должен вам сказать, что мне нравится думать и управлять читающей публикой. Мы живем в эпоху изображения, когда не остается времени на размышления. Люди чаще предпочитают действовать, поскольку думать и работать над своим внутренним миром занимает слишком много времению Поэтому я люблю высказывать провокационные суждения, чтобы стимулировать новые мысли и идеи. Я также хотел бы заглянуть в будущее, чтобы узнать, как будет развиваться история искусства и представить, что может случиться в искусстве завтра.
Каждая компания использует все свои ресурсы и знания, которые могут быть полезны делу. Если Вы считаете, что все то, что выполнено руками искусство, Вы признаете, что и писсуар Марселя Дюшана или акула в формальдегиде Дэмиена Херста - искусство.
Как мы можем думать, что мы свободны, и можем делать все, что нам нравится?
Все писатели разные, я не сравниваю Солженицына с Достоевским, Толстым и Тургеневым. Это разные времена тогда и сейчас. Если бы они жили сейчас, они со своим природным талантом писали бы иначе, чем они это делали в прошлом. Они бы наверняка вдохновлялись реалиями 21-го века.
Прежде чем я стал цифровым художником, я писал красками на холсте. И возможно вернусь к этому, когда выйду на пенсию. Но я сомневаюсь в этом. Используемые мной инструменты формируют новые идеи. Кисти, как мне теперь представляется, имеют ограниченные возможности в нашу эпоху. Теперь нет учеников великих мастеров живописи. Есть академии и колледжи, но там нет никого масштаба Пикассо или Дали, которые в свое время ушли из Академии Сан-Фернандо, где учителя не могли научить их чему-либо. Эти учителя не имели смирения признать, что столкнулись с двумя гениями, но мнили себя выше их. Где эти учителя сейчас? Никто их не помнит.
В искусстве высоких технологий есть несколько гениев, например:
Дэвид Хо
Алессандро Бавари
HR Гигер
Есть много талантов, но нужно знать, как использовать новые инструменты и идеи. Истинное искусство заключается в формировании идеи, мысли. Искусство – это не случайная комбинация механических действий компьютера. Реальная ценность искусства - в мысли, работа должна быть живым существом, должна быть достоверной и оказывать мощное воздействие, она не должна быть похожа на ранее созданное другим художником, должна быть оригинальной. Есть миллионы людей, работы которых выглядят хорошо, или очень хорошо, но они ничего не говорят зрителю. Это украшения, орнамент.
Обязанность художника в том, чтобы их искусство соответствовало их идеям, идеалам. Художник должен быть верен себе, он должен быть уверен в том, что делает.
Мы стоим перед лицом революции, цифровой революции. Многие продолжают думать, как думали в начале двадцатого века. Я ничего не имею против них, но это ничего не добавит 21 веку.
Настоящий художественный критик должен наблюдать и внимательно отслеживать эволюционное искусство, чтобы найти его и показать всему миру.
Позвольте мне привести пример:
Месяц назад после показа несколькими молодыми художниками своих экспрессионистических работ, критики назвали их фальсифицированным искусством и сравнивали его с классическим искусством. Они говорили, что эти работы ничего не стоят. В будущем будут говорить о том, кто открыл какого либо художника 21 века. Именно эти критики и ценители останутся в истории, но не те, кто говорят о Пикассо снова и снова в 21 веке. Останутся художники-новаторы, а не те, которые сейчас являются продолжателями Пикассо.
21 век = компьютерная и цифровая эра, эра нефтяных остатков в мире.

15.02.2011 Татьяна Несветайло пишет:
Привет, Jrn!
В произведении искусства всегда ценилось, насколько оно живое, оригинальное и выразительное. Совершенно согласна, что необходимо использовать все средства, которые доступны в современном мире. Но хочу сказать, что произведения, выполненные цифровым способом часто тоже просто красивы и декоративны. Например, красота фракталов аналогична красоте снежинок или минералов. После возникновения абстрактного искусства художник исследует материю все глубже и глубже. Уже есть нана-искусство. Это интригует, завораживает, но ненадолго. Забывается очень быстро и долго смотреть на это не хочется. Я думаю, что дело не только в средствах, которыми пользуется художник. Мы живем в толерантном мире, когда все течения в искусстве равноправны. Каждый художник (как и искусствовед ) выбирает то, что ему ближе и способно адекватно выразить его мысли и ощущения. Главное – масштаб личности творящего, его энергетический потенциал.
Стремление к новому во что бы то ни стало было навязано искусству в начале XX века. В канонических искусствах, в русской иконописи, например, художник был свободен от поисков композиции. Всю свою внутреннюю энергию он направлял на то, чтобы одухотворить изображение. Есть в русской философии искусства такое мнение: чем больше внешних оганичений у художника, тем свободнее он внутренне. Я конечно не призываю к этому. Сейчас такое и невозможно. Просто у каждого свой путь.
Я думаю также о том, что виртуальные миры, сохраняемые на бесконечно обновляемых носителях, или напечатанные чернилами сомнительной долговечности, в любой момент могут лопнуть как мыльные пузыри.
А памятником XXI веку будут груды пластикового мусора.
Всего доброго,
Татьяна

16.02.2011 Jrn Calo пишет:
Привет, Татьяна!
Прежде всего, я думаю, что все относительно. Когда я говорю о художественно-историческом развитии искусства, я имею в виду, что каждый век, каждая эпоха имеет свое искусство, отражающее это время. Менеджеры показывают искусство, представляющее наш век, которое существует сегодня и будет существовать долгое время благодаря социально-интеллектуальной эволюции общества. Можно найти больше красоты в природе, органической и живой, чем во всей истории искусства, но как биологический вид мы думаем и рассуждаем, развиваем теории и изобретаем новые формы выражения и одна из них – это искусство. (Новизна искусства – есть термин, который имеет отношение к моде).
В Наноарте (искусство, которое еще не зарегистрировано в истории искусства, которого еще нет в Википедии, Google начинает говорить о художниках, которые представляют Наноарт) автор оцифровывает науку и технологию и я не берусь судить об этом. Все искусство есть искусство, и для вынесения суждений о нем существуют история искусства и энциклопедии.
Какое бы искусство не делали художники, они должны учиться у Пикассо быть лучшими продавцами в мире. Кроме того, Пикассо являет собой пример того, как художник должен владеть информацией в современном мире. Он ассимилировал все достижения современных ему художников, в частности Сезанна, который на самом деле был изобретателем кубизма. Пикассо умел убедить аудиторию в значимости своих картин. Он был гением маркетинга и его гений в «Гернике».
Проблемы с красками существуют и в масляной живописи, реставраторы имеют немало проблем , например, с работами Ван Гога.
Из новостей: «Международные ученые расшифровали, какая химическая реакция вызывает ухудшение работы Ван Гога. Художник использовал для создания желтого цвета смесь из хромата свинца и сульфата бария чтобы добиться максимальной яркости и выразительности. А теперь этот желтый цвет подсолнухов, контактируя с воздухом, становится шоколадным».
Аналогичные проблемы возникают и с работами других художников 19 века.
Всего доброго,
Jrn

17.02.2011 Татьяна Несветайло пишет:
Дорогой Jrn!
Вы совершенно правы, что каждый век рождает свои специфические формы выражения. При этом целью искусства всегда были поиски красоты. Возможности поисков расширяются благодаря появлению новых технических средств, которые рождают новые виды искусства. Что касается, например, фотографии, сначала появилась техническая возможность, и только позже сформировалась художественная фотография, как вид искусства. Фотография и живопись находились в сложных взаимоотношениях, попеременно подражая друг другу, что их взаимно обогащало. Но фотография остается фотографией, живопись живописью. То же и с цифровыми технологиями. Сейчас действительно происходит на наших глазах колоссальный взрыв, появление новых возможностей выражения. Но нужно время, чтобы это переплавилось в искусство, хотя есть немало выдающихся образцов. Живопись может и должна обогатиться и выйти на новый уровень, благодаря новому видению, открытому новыми технологиями.
Я хочу внести терминологическую ясность, необходимую для серьезных разговоров об искусстве. Цифровое искусство имеет совершенно иную природу изображения, по сравнению с живописью. Живописью я называю изображение, созданное по законам цветовых отношений, к сожалению, плохо передаваемое с помощью компьютера. Очень многие произведения, даже созданные красками на холсте, живописью не являются. Строго говоря, они являются просто декоративными композициями или графикой на холсте. Между тем, есть немало любителей, ценителей и коллекционеров, которые очень чутко воспринимают и ценят красоту цветовых отношений, то есть настоящую живопись. К сожалению, их намного меньше, чем тех, которые склонны коллекционировать раскрученные имена. Последними манипулировать намного легче.
Пикассо был конечно гением и в смысле творчества, и в смысле такого манипулирования. Он прекрасно уловил, чего хочет от него публика. «Ах вы этого хотите? Так получайте» - это же известная история! Вместе с тем, ему же принадлежит изречение о том, что настоящий художник не тот, кто делает то, что продается, а тот, кто продает то, что делает. Часто внутренние устремления художника идут вразрез с тем, что можно хорошо продавать. А вы ставите задачу совместить одно с другим?
Что касается сохранности и реставрации произведений искусства, есть конечно немало проблем. Наверное, найдут со временем способ сделать чернила светостойкими. Но нет ничего вечного, разумеется. Во мне говорит приверженность традиции. В нашей художественной среде пока резко разграничены живопись, художественная фотография и компьютерная графика. Но мне интересно все новое и я пытаюсь понять и найти ценное во всех этих направлениях.
Всего наилучшего.
Татьяна

(Продолжение следует)

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!