Малютин Сергей Васильевич (1859-1937)

Малютин Сергей Васильевич - живописец, график, сценограф, архитектор. Был одним из создателей своеобразного русского варианта стиля модерн. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки.

Родился будущий художник 22 сентября 1859 года в московской купеческой семье. Оставшись с трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность - пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

В 1880 году Малютин вернулся в Москву. Новыми глазами смотрел он на родной город с его памятниками прошлого, самобытной жизнью, живописными пригородами. Особенно полюбились Малютину окраинные московские улочки, похожие на сельские. После скучной службы чертежника Управления Брестской железной дороги он мог подолгу бродить по ним, впитывая неповторимую красоту природы, следя за меняющимся освещением, запоминая тончайшие цветовые оттенки. Впоследствии художник говорил, что именно во время этих прогулок развил он свое колористическое видение, которое определило самые сильные стороны таланта Малютина.

Занятия рисованием стали целенаправленными, одновременно Малютин обратился к живописи маслом. По сохранившимся воспоминаниям ни в Воронеже, ни в первые три года в Москве он не имел постоянных наставников в искусстве и пользовался лишь советами разных людей, от учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества до торговцев красками, однако этюды, датированные 1882 и 1883 годами, такие, как «Голова крестьянина», «Московский дворик», «Подмосковный пейзаж», заставляют усомниться в точности этих воспоминаний, настолько этюды профессиональны, настолько органично связаны с общими процессами в русской живописи этого времени. Как бы то ни было, в Училище живописи, ваяния и зодчества Малютин пришел хорошо подготовленным и смог поступить в 1883 году в качестве вольнослушателя сразу в фигурный класс, минуя начальный и головной, и через год стать полноправным учеником. В фигурном классе он занимался под руководством П.С. Сорокина и И.М. Прянишникова, а в натурном его учителями стали Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Евграф Сорокин сыграл в судьбе Малютина особую роль. Именно он обратил внимание на способности юноши, ему, знаменитому рисовальщику, носителю академического мастерства, Малютин обязан, по собственному признанию, более чем кому-либо профессиональной подготовкой.

Учился Малютин успешно, постоянно получая высокие оценки (первые номера), считался одним из самых одаренных учащихся, несмотря на то, что в конце 70-х - в 80-е годы одновременно с ним учились И.И.Левитан, С. А. и К.А.Коровины, А. П. Рябушкин, М.В.Нестеров, С.В.Иванов, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский и многие другие, которым в ближайшем будущем суждено было определить новые пути русской живописи.

В 1886 году Малютин закончил Училище. На получение звания классного художника он хотел представить картину, посвященную труду плотовщиков на Москве-реке, однако выполнил только эскиз и этюды. Из-за замечаний В. Е. Маковского, показавшихся обидчивому и своевольному Малютину несправедливыми, он бросил работу и покинул Училище со званием свободного художника. Теперь Малютин зарабатывал на жизнь уроками рисования и одновременно упорно совершенствовал свое мастерство. В 1888 году совет Московского художественного общества наградил его двумя малыми серебряными медалями за этюд и рисунок с натуры.

Московский период жизни С.В. Малютина отмечен его высокой творческой активностью. Он соавтор оригинального архитектурного строения - доходного дома П.Н. Перцева, занимается преподавательской работой в училище, где со временем возглавит портретно-жанровый класс. Особой заслугой С. Малютина является возобновление реализации идеи П.М. Третьякова о создании портретов деятелей русской культуры. Серия написанных им портретов - достойный вклад художника в русскую живопись, принесший ему широкую известность и звание академика.

В 1914 году С. В. Малютину было присвоено звание академик.
В 1915 году он стал членом ТПХВ.
В 1903-1923 гг. преподавал в Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе.
В 1922 г. на его квартире было создано новое объединение художников - Ассоциация художников революционной России (АХРР), члены которого исповедовали реалистическое искусство. С.В. Малютин продолжил писать портреты теперь уже лучших людей нового государства. Самый известный из них - "Портрет Д.А. Фурманова" - как бы намечает ориентир для российского искусства времен советской власти.

Умер 6 декабря 1937 в Москве.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!