Ге Николай Николаевич (1831-1894)

Ге Николай Николаевич - исторический живописец, портретист, пейзажист.
Родился в Воронеже в семье потомка французского дворянина, эмигрировавшего в Россию во время Французской революции.
Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие А. А. Иванова и К. П. Брюллова.
В 1857 за картину "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила Саул у Аэндорской волшебницы" получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство.
В качестве пенсионера Академия Художеств побывал в Италии, работал во Флоренции.
После возвращения из Италии стал членом-учредителем Товарищества Передвижных Художественных Выставок. В 1863 г. написал картину «Тайная вечеря», отличавшуюся новизной трактовки традиционной для академического искусства евангельской тематики, драматической взволнованностью, смелой постановкой философско-этических проблем. Несмотря на явный разрыв с академическими канонами, успех работы был настолько общепризнан, что Академия художеств присвоила Ге звание профессора исторической и портретной живописи.
Следующей удачей художника стала картина из русской истории «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), в которой реальные события были показаны во всей правде характеров, ситуаций и достоверности обстановки. Замысел картины из жизни Петра I родился у Ге в связи с предстоящим 200-летним юбилеем великого самодержца. Известный исторический эпизод в трактовке художника предстал как реальный конфликт двух близких людей - отца и сына. У каждого из них была своя правда, и Ге увидел в их столкновении не просто личную драму Петра I, как отца, потерявшего в лине сына продолжателя своих дел, а отражение основного исторического конфликта того времени - противоречия между прогрессивной силой петровских преобразований и рутиной старых, косных устоев жизни; противоречия, вылившегося в общероссийскую трагедию, когда царь-реформатор, ломая старину, на крови строил новое государство. Картина была куплена П.М.Третьяковым еще до выставки, а для царя художник сделал копию. 
В 1876 году он приобрел хутор в Черниговской губернии, переселился туда, занялся сельским хозяйством, освоил ремесло печника. Некоторое время спустя он близко познакомился с Л. Н. Толстым и сделался приверженцем его учения, которое воспринял с присущим ему максимализмом. Живопись он забросил, лишь изредка писал портреты для заработка. 
Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену - с тем чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников - Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884). Художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа писал: «Его портреты так мучительно думают и так зорко смотрят, что становится жутко, глядя на них. Не внешняя личина людей, но… самая изнанка - загадочная, мучительная и страшная - вся в них открыта наружу».
Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества Зла. Неприглядностью этого торжества он старался поразить зрителя, не боясь преступить границы художественности, минуя всяческие нормы и условности. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма - течения, которое возникло позже, да и не в России.
Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. Картину "Милосердие" (1880) он уничтожил. Картина же "Выход с тайной вечери" (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура. В 1890 г. на Восемнадцатой передвижной выставке Ге экспонирует картину «Что есть истина?» - в ответ взрыв похвал и критики. Все привыкли к красивому облику Христа, а здесь он избитый, оплеванный и униженный. Но непоколебимый. «Это первый Христос, которого я понимаю», - написал Лесков. «Отвратительной» назвал картину царь и приказал убрать с выставки. Картину «Суд синедриона. "Повинен смерти!"» (1892) на академическую выставку не допустил президент АХ. Картину "Голгофа" (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант "Распятия" (1892) он уничтожил. Еще один вариант "Распятия" в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире.
Последние 15 лет жизни Ге посвятил исключительно библейской тематике, воспринимаемой им как вечная борьба Добра со Злом, где неизменно торжествует Зло. Живописная манера этого периода творчества приобрела экспрессивность. Сам же художник никогда не был удовлетворен своей работой, создавал несколько вариантов картин, редко доводил их до конца.
Н.Н.Ге скончался 2 июня 1894 г. на хуторе Плиски, где и был похоронен.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!