Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)

Прянишников вошел в историю русского искусства как талантливый жанрист-шестидесятник, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вместе с тем он работал и как рисовальщик, офортист, иллюстратор, писал портреты, пейзажи, картины на военно-исторические темы, исполнял композиции на религиозные сюжеты.
Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Калужской губернии в семье небогатого купца.
С детских лет проявив наклонности к рисованию, он уже в возрасте 12 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, однако год спустя он оставил училище: нужно было зарабатывать на хлеб, и ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку.
В 1856 году Прянишников вновь поступил в МУЖВ, он учился у преподавателей С.К.Зарянко, Е.С.Сорокина и Е.А.Васильева. Каждый из них оставил заметный след в судьбе ученика. Так, например, от Е.С.Сорокина, уделявшего огромное значение в системе обучения именно рисунку, Прянишников унаследовал высокую культуру рисунка, и впоследствии сумел передать эти знания уже собственным ученикам. Во многом благодаря бескорыстной помощи Е.А.Васильева Прянишникову удалось закончить художественное образование, т.к. именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему «и кров, и стол». Как известно, он также оказывал существенную поддержку и другому ученику, будущему известному художнику-жанристу В.Г.Перову, с которым Прянишникова связывала долгая дружба. В 1857 году, когда Перов работал над одним из своих первых критических произведений, Прянишников ему позировал для создания образа главного героя. В 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в овощной лавке» был награжден малой серебряной медалью. Уже в этой ранней работе проявилась главная черта, характерная для творческой манеры художника. Это – острая психологическая наблюдательность.
В 1865 году, в год окончания Училища, Прянишников за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» получил большую серебряную медаль и звание классного художника III-ей степени. Картина посвящена судьбе маленького человека, потерявшегося среди самодовольного хамства «московских толстосумов и гостинодворцев» в огромной и жестоком городе, являющим образ «темного царства». Картина принесла художнику широкую известность. Она даже «попала в лубок и раскупалась в тысячах экземпляров в народе». Театр, литература и живопись в эти годы находились в тесном взаимодействии, привлекая к себе внимание публики постановкой «серьезных» вопросов жизни. Для зрителей близость картины Прянишникова и постановки одноименной пьесы А.Н.Островского в Малом театре в Москве (она состоялась 12 октября 1864 года) была очевидна, хотя в спектакле именно такой сцены и не было. (Пьеса Островского была опубликована в сентябрьском номера журнала «Современник»). Любопытно отметить, что картина в числе других была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В.В.Стасова «из-за боязни показывать свои язвы Европе». С середины 1860-х годов Прянишников прочно занял одно из первых мест художников критического реализма.
После окончания Училища Прянишников остался в Москве, которая привлекла его не столько древнейшими памятниками, сколько колоритной и самобытной жизнью. «Для нас, русских жанристов, Москва – клад, – говорил Прянишников, – тут так много оригинального, своеобразного, такой обильный материал, что художникам и пера и кисти есть над чем поработать.Интерес к жизни большого города сближал Прянишникова с В.Е.Маковским. Их дружба продолжалась всю жизнь.
В произведениях конца 1860–1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта, изображая бездомных и нищих («Калики перехожие», «У церкви»), измученных непосильным трудом женщин («Швея»), высмеивал тип богатого поклонника «изящного» («Любитель»). В 1870 году за картины «Швея» и «Калики перехожие» художник был удостоен звания классного художника 1-ой степени.
Всякий раз в его искусстве звучало сочувственное отношение к униженным и угнетенным, была видна тонкая наблюдательность и знание народной жизни. В то же время этот период стал для художника временем роста мастерства, напряженных поисков и расширения тематических рамок произведений бытового жанра.
В конце 1860 – начале 1870-х Прянишников принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, в деятельности которого впоследствии активно участвовал: он выставлялся почти на всех передвижных выставках, неоднократно избирался членом правления московского отделения ТПХВ.
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла художнику новый успех. По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. Образ озябшего студента, возвращающегося в свою деревню с небольшой связкой купленных в городе книг, эмоционально дополнен бесприютным зимним пейзажем с догорающим закатом. Это произведение было приобретено одним коллекционером задолго до открытия выставки. П.М.Третьяков, в эти годы активно формировавший свой музей русского искусства, будущую Третьяковскую галерею, заказал художнику повторение, нарушив собственное правило: не иметь повторений и копий в своем собрании.
В конце 1860-х Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года, а в 1874 году завершил свое знаменитое полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвертый) находится в Третьяковской галерее. В изображении Прянишникова война 1812 года лишена академической нарочитой помпезности и представлена войной народной, войной самых простых людей. Подобный взгляд был близок позиции Л.Н.Толстого, высказанный им в романе «Война и мир», опубликованном в 1868 году, когда Прянишников начинал работать над своей картиной. Крамской восхищенно писал Репину о ней: «Прянишников написал хорошую вещь – «Пленные французы в 1812 году».
В 1871–1872 годы по заказу севастопольского отделения Политехнической выставки в Москве Прянишников работал вместе с В.Е.Маковским, Г.Г.Мясоедовым, В.О.Шервудом и другими художниками над созданием серии картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне и включивших 97 сюжетов боевой и военно-бытовой жизни осажденного города., из которых Прянишниковым написано 18. Они писались жидким маслом по картону в короткий срок, что отразилось на качестве работы, потому их как правило называли рисунками. Работая над ними, Прянишников, как впрочем и другие художники, привлеченные к серии, использовал не только рассказы очевидцев – офицеров и моряков, «поживших геройской жизнью в Севастополе», но руководствовался и «Севастопольскими рассказами» Л.Н.Толстого. Любопытно отметить, что изображений сражений в севастопольской серии практически не встречается, преобладают сцены после боя и сцены будней севастопольской жизни («Перевозка орудий», «Призрение раненых женщинами в Севастополе»).
В 1874 году вместе с К.А.Трутовским, В.Е.Маковским, И.Н.Крамским, иллюстрировал повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В 1875–1877 годах принял участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве.
В 1880-е годы Прянишников снова обращается к бытовому жанру. Лучшим произведением этого времени считается картина «Жестокие романсы», в которой открылись в полной мере его сатирические наклонности. В эти годы Прянишников также увлечен разработкой охотничьей темы, в которой программным представляется органичное слияние человека и природы («Охота пуще неволи», «Конец охоты», «На тяге»).
Во второй половине 1880-х – первой половине 1890-х годов Прянишников исполнил несколько монументальных полотен, посвященных бытовому укладу и традициям русской деревни («Крестный ход», «Общий жертвенный котел в престольный праздник», «Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии»). Сюжет картины «Спасов день на Севере» связан с празднованием православной церковью 1 августа по старому стилю двух праздников. Один посвящен изнесению Животворящего креста, второй – Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В этот день крест вместе с иконами и другими святынями выносили из церкви для поклонения и освящения воды в реках, источниках и колодцах. Благодаря этому обычаю вода становилась животворящей для всего живого. Совершая обряд омовения, люди снимали с себя грехи и болезни.
С 1873 года по год смерти Прянишников состоял в должности преподавателя МУЖВЗ, возглавляя фигурный класс, сменив на этом месте В.В.Пукирева. Среди его учеников – В.К.Бялыницкий-Бируля, С.В.Иванов, В.Н.Бакшеев, А.Е.Архипов, А.С.Степанов, М.В.Нестеров, С.И.Светославский и др. Ученики любили его, ласково называли «пряником», оставили множество теплых воспоминаний о своем учителе: «остроумный, искренний, прямой, немного грубоватый» (М.В.Нестеров), «прямой, резковатый, вспыльчивый» (А.Я.Головин). А К.А.Коровин писал: «Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».
В 1891–1892 годах, заболев туберкулезом, переселился в Крым, в Алупку, где жил в имении П.И.Губонина, крупного землевладельца, благотворителя и мецената. По возвращении в Москву вновь преподавал в Училище, в 1893 избран действительным членом Академии художеств.
12 марта 1894 года умер в Москве, похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря в Москве.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!