Харламов Алексей Алексеевич (1840-1922)

Алексей Алексеевич Харламов (настоящее имя - Харитон Платонов) - мастер, который при жизни пользовался большим успехом. Позднее оказался почти забытым, но в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, заметно возрос: на крупнейших мировых аукционах его картины продаются за рекордно большие суммы. В России же до сих пор его имя известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.
Родился Алексей Харламов в селе Дьячевка Порзовской волости Петровского уезда Саратовской губернии (сейчас село относится к Пензенской области) 18 октября 1840 года. Его родители были крепостными. О детстве и ранней юности Алексея Харламова известно немного. В семье он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения родители стали принадлежать другой помещице, и им пришлось уехать из Дьячевки. При этом разыгралась нередкая во времена крепостного права драма - отец и мать были разлучены со старшими детьми. Алексею посчастливилось - он был еще младенцем, и родителям позволили забрать его с собой. Вольную родители получили в 1850 году и только с тремя младшими детьми. В их числе был и будущий живописец. Вероятно, при получении вольной и при переходе в мещанское сословие семья стала носить фамилию Харламовых. К этому времени они уже жили в Саратове.
В начале 1850-х годов Алексей Харламов приехал в Петербург. Сначала он брал уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Афанасьева. А в 1854-м поступил в Академию, где стал учеником профессора А.Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году - две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян».
Получив в 1868 г. Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына», летом следующего года Харламов уехал в пенсионерскую поездку за границу. Он побывал в Германии, затем приехал во Францию. Харламов посещал художественные музеи Европы, знакомился с работами современных мастеров на выставках Салона в Париже. К этому времени относится и близкое знакомство Харламова с профессором Академии художеств А.П. Боголюбовым, который опекал молодых выпускников за границей. Франко-прусская война вынудила художников осенью перебраться в Бельгию. Оттуда Харламов уехал в Голландию, где в 1871-1872 годы для музея Академии художеств копировал во дворце Мауриц-хейс в Гааге картину Рембрандта «Анатомия доктора Тульпа».
Затем Харламов возвратился во Францию и обосновался в Париже. Он стал учеником популярного тогда салонного живописца Л. Бонна, автора портретов выдающихся деятелей Франции, множества так называемых «головок» смазливых итальянок и близких к ним жанровых композиций.В конце 1872 года художник поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи - любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова. В это время Харламов сближается с писателем И.С. Тургеневым и с семьей Виардо. Художник стал завсегдатаем их дома, регулярно посещал знаменитые «четверги».
В 1874 за картины "Бедный музыкант", "Головка итальянки" и "Головка мордовки" получил звание академика Петербургской Академии Художеств.
С 1982 г. член Товарищества передвижных выставок
В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, но к осени возвратился во Францию. Почему же это произошло? По мнению известного журналиста того времени Н.Н. Брешко-Брешковского, в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». И.Е. Репин же в одном из своих писем сообщал, что Харламов «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда. По возвращении в Париж Харламов снял мастерскую в доме на Пляс Пигаль, в любимом квартале художников, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Он подарил городку свои работы.
Со второй половины 1870-х Харламова, как и многих русских художников, побывавших во Франции, увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в том числе и в акварели «Головка» (1881) из музея имени А.Н. Радищева, он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». Возможно, интерес к ней был вызван костюмированным балом в доме Виардо в феврале 1875 года, где художник получил первый приз за свой венецианский костюм в стиле конца XV века. В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Среди них – картина «Музыкант-неаполитанец» из Русского музея и рисунок к ней из коллекции Радищевского музея. Но это увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Художник часто выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, на акварельных выставках в Петербурге, выставках передвижников. Особо следует сказать об участии Харламова в деятельности «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» в Париже. Он был одним из его учредителей, после смерти Боголюбова он стал председателем комитета Общества. Не остался Харламов равнодушным к главному делу жизни А.П. Боголюбова – созданию Радищевского музея в Саратове. Он подарил ему свои работы, в том числе и «Итальянку с тамбурином», картину с весьма экзотическим сюжетом – девочка-итальянка замахивается тамбурином на ящерицу. В собрании музея находится и выполненный Харламовым портрет гражданской жены А.П. Боголюбова Елизаветы Францевны Шивр, которая поддерживала идею создания музея и рисовальной школы и завещала им большую часть своего состояния. Первая мировая война разорила Харламова, как и многих его современников. О последних годах его жизни Ф. Литвин, которая любила его как отца, вспоминала: «Когда-то его дела шли хорошо, но под конец ему пришлось пережить много горя. Мне выпала печальная радость заботиться о нем до его последнего часа. Он жил в комнате, расположенной под самой крышей. Для меня было настоящей пыткой ежедневно карабкаться на его чердак, но я шла на это с радостью». Он скончался у нее на руках. Похоронен Харламов был 13 апреля 1925 года на кладбище Пер-Лашез в Париже. Харламов был мастером, стоявшим в стороне от ведущей, демократической тенденции в русском искусстве второй половины XIX века, но и он внес свой вклад в утверждение престижа русского искус-ства в Европе и в развитие художественных связей между Россией и Францией того времени.
Среди русских самым постоянным и восторженным его почитателем был писатель Тургенев, который считал Харламова своим «любимым художником». Известность Харламова в Париже (1870-е гг.) связана с портретом великого писателя, который он исполнил в 1875 году. Эта работа сделала его модным парижским портретистом. Сам писатель предпочитал его портрет другому, написанному Репиным. Издавна любивший живопись Тургенев коллекционировал исключительно произведения художников современной французской школы, и только работы Харламова представляли русское искусство в его собрании. Писатель часто сравнивал живопись Харламова и великого голландца Рембрандта. Самым знаменитым произведением Харламова до сих пор остается портрет И.С.Тургенева (1875, ГРМ). Сам писатель считал его непревзойденным по мастерству и глубоким по проникновению.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!