Рерих Николай Константинович (1874-1947)

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени - В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец. Восстал род на род» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

1897 декабря избран членом-сотрудником Императорского Русского Археологического общества.

1898 приглашен на должность помощника секретаря Императорского Общества Поощрения художеств.

1898-1899 читает лекции в Императорском Археологическом институте на тему «Художественная техника в применении к археологии». Пишет картины серии «Начало Руси. Славяне».

1899 избран помощником директора Художественно-промышленного Музея Императорского Общества Поощрения художеств  и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».
 
1900 в Париже совершенствует художественное образование, пользуется указаниями Фернана Кормона. Создает картины «Идолы», «Заморские гости», «Княжья охота». Картина «Сходятся старцы» экспонируется на Всемирной выставке в Париже, «Поход» - на Весенней выставке в Императорской Академии художеств.

1901 возвращается из Франции в Россию. Избран на должность секретаря Императорского Общества Поощрения художеств. Картина «Ждут» представлена на выставке общества «Мюссаровские понедельники» в залах Императорского Общества Поощрения художеств. Пишет картины «Красные паруса», «Зловещее», «Город строят» и др.

1903-1910 является членом «Союза русских художников» и участником его выставок.

1904 участвует во Всемирной выставке в Сент-Луис (США), отмечен серебряной медалью за серию архитектурных этюдов. Эта серия этюдов впоследствии в числе работ других русских художников была продана в Америке с аукциона за долги устроителя. Путешествует по древним городам: Тверь, Углич, Калязин, Валдай, Звенигород, пишет этюды. Сотрудничает с петербургскими изданиями «Новое время», «Весы».

1905 с исключительным успехом прошли: персональная выставка в Вене, выставки в Праге (по приглашению художественного обще-ства «Manes»), Берлине, Дюссельдорфе, Милане, Венеции. В Милане отмечен Почетным дипломом – наградой, считающейся выше золотой медали. Выставляет на Международном археологическом конгрессе во Франции свою коллекцию предметов каменного века.

1906 избран директором Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств. Путешествует по Италии и Швейцарии. В Париже в числе 15 русских художников избран членом Осеннего салона, в Реймсе – членом Национальной Академии. Разрабатывает эскизы мозаик и внешнего декора церкви в имении В.Голубева Пархомовка и для церкви в Шлиссельбурге.

1909 становится учредителем Общества имени Архипа Ивановича Куинджи. За выдающиеся заслуги в археологии и исторической живописи избран членом французского общества «Société Nationale des Antiquaires de France», избран членом венского художественного объединения «Secession». Избран академиком Императорской Академии художеств. 

1910 избран председателем вновь созданного художественного объединения «Мир искусства».

1913 награжден императором Николаем II орденом Св. Владимира IV степени.

1915 организует Музей русского искусства при Рисовальной школе Императорского Общества Поощрения художеств.

1916 императором Николаем II пожалован чин статского советника.

1917 отказывается от предложенной Временным правительством должности министра изящных искусств.

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

1920-1923 поездка в США. Основание по инициативе Н.К.Рериха Объединения художников «Cor Ardens» в Чикаго,  Мастер-Института Объединенных Искусств и Международного центра искусств «Corona Mundi»  в Нью-Йорке

1923, 1925-1929 участник Центрально-Азиатской экспедиции в Индии

С 1929 постоянно живет в Наггаре, в долине Кулу в Индии.

1930 избран Почетным президентом общества Maha Bodhi в Америке, членом Югославской академии науки и искусства, вице-президентом археологического института в Америке.

1934-1935 руководит экспедицией в Китай, Маньчжурская экспедиция

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии - с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт - России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться - в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года в Наггаре, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!