Самокиш Николай Семенович (1860-1944)

Самокиш Николай Семенович родился 13.10.1860 в г. Нежин в семье почтальона. Окончил Нежинскую классическую гимназию. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879-1885), класс Б. П. Виллевальде, другие известные учителя - П. П. Чистяков и В. И. Якоби.
Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени.
1885-1888 год пенсионер АХ в Париже, занимался под руководством французского баталиста Э. Детайля. В эти годы он три раза выезжал в действующую русскую армию и посетил Италию, Испанию и Алжир.
В 1888 дважды путешествовал на Кавказ с целью собирания материалов для картин, заказанных для тифлисского музея, и для рисунков, изображающих пребывание императора Александра III и его супруги в Тифлисе. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.
С 1887 года Н.С. Самокиш числится в войсковых частях как художник-баталист. В 1904 г. из Петербурга Самокиш уезжает на фронт русско-японской войны, где он работает в качестве художника журнала «Нива». Лучшей работой из написанных в результате фронтовой поездки стала картина «Ляоян. 18 августа 1904 г.» Полотно, посвященное одному из наиболее ожесточенных боев русско-японской войны, в 1910 г. было помещено в военную галерею Зимнего дворца.
В 1890 году ему присваивают звание академика за картину "Табун лошадей Ново-Томниковского завода".
В 1894 году Общество поощрения художеств пригласило Самокиша на работу в Рисовальную школу, где он преподавал рисунок и живопись в течение 23 лет.
С 1912-1918 года руководит классом батальной живописи Академии художеств. С 1913 профессор, действительный член Академии художеств.
В 1915  году со своими учениками ездил на фронт на этюды. Это был первый случай не только в истории русской Академии, но и в истории искусства вообще, чтобы студенты Батального класса во главе со своим профессором выехали на художественную практику непосредственно на фронт. Бригада работала сначала на Западном фронте, затем на Кавказском. Всего было сделано около 400 работ. А в 1916 г. состоялась выставка фронтовых работ в залах Академии художеств.
Гражданская война застала художника в Евпатории, где он жил с весны 1918 до конца 1921 года, где создал более 30 картин.
В 1921 году Николай Самокиш перебрался в Симферополь. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя.
В годы советской власти Н.С. Самокиш продолжает работу над большими батальными полотнами. Правда, героями его картин становятся кавалеристы Красной Армии: "Переход Красной Армии через Сиваш" (1935), "Атака конницы (Борьба за знамя)" (1939).

В 1936-1941 годах преподавал в Харьковском художественном институте (ХХИ).
Во время немецкой оккупации Крыма (1941-1944) он оставался в Симферополе. Чтобы не умереть с голоду он продавал картины. Основными покупателями были немецкие и румынские офицеры, что и послужило поводом для обвинения в измене Родине. От заключения его спасла смерть. Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 г.

Награды:
Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Возвращение войск на родину» (1881).
Премия С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке» (1883).
Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» (1884).
Большая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» (1885).
Серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900) за картину «Четверня на повороте».
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937).
Лауреат Государственной премии СССР 1941 года за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1940).

Картины академика батальной живописи Н. С. Самокиша - около трех тысяч произведений - экспонируются в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже (РФ). Несколько полотен – «Атака буденновской конницы», «Штурм Перекопского вала», «Переход Красной Армии через Сиваш», «В разведке» - представлено в Симферопольском художественном музее.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!