Бакст Лев Самойлович (1866-1924)

Родился Лев Самойлович Бакст (Розенберг) 9 мая 1866 года в Гродно. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, "парижанин Второй империи", любивший светскую жизнь и роскошь. В 1891 году художник взял фамилию деда - стал Бакстом. Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы, а в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет В. Жуковского. Однако отец не понимал увлечений сына, и долгое время мальчику приходилось рисовать тайком или по ночам. Наконец, чтобы разрешить сомнения, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому, а тот рекомендовал ему учиться дальше. В 1883 году Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Чистякова, Венига и Аскназия. Проиграв в конкурсе на серебряную медаль, Бакст покинул Академию и через некоторое время, подружившись с Альбертом Бенуа, увлекся акварелью. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств.
В 1892 году появилось несколько акварельных портретов Бакста - "Кармен", "Испанец", "Боярыня", "Украинка".
В 1893 году он поехал в Париж, где около трех лет занимался к студиях Ж.Л. Жерома и Р. Жюльена, а потом у финского художника Эдельфельта. Ближе всего молодому Баксту было творчество французских романтиков и импрессионистов. Повторяя путь своего кумира - Делакруа, он даже поехал в Алжир, после чего появились произведения, где начало выявляться стремление художника к декоративизму. Бакст много работал и, по его словам, "изнемогал от неизвестности". Хотя его ценили. Игорь Грабарь, например, отмечал, что Бакст "свободно владеет рисунком и имеет все задатки колориста...". В 1889 году несколько молодых людей создали кружок самообразования, который позже стал ядром художественного объединения "Мир искусства". Во главе его стоял Александр Бенуа, а среди членов были Дмитрий Философов, Вальтер Нувель, Константин Сомов и другие. Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование. Однако он всегда чувствовал себя среди молодых "мирискусников" очень свободно, ходил на организованные Альфредом Нуроком "Вечера современной музыки", увлекался творчеством Обри Бердслея, Теофиля Стейлейна, Пюви де Шаванна, Беклина и других. Представителям русского "модерна" особенно близка была немецкая и североевропейская школы. Очень интересной получилась Выставка русских и финляндских художников, в которой принимали участие петербуржцы К. Сомов, А. Бенуа, Л. Бакст, москвичи М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, финский художник Эдельфельт, Галлен-Каллела и другие. Л. Бакст вместе с А. Бенуа, К. Сомовым, Д. Мережковским, 3. Гиппиус и другими входил в состав редакции журнала "Мир искусства". Руководил всей редакцией Сергей Дягилев, литературным отделом - Дмитрий Философов, музыкальным - Вальтер Нувель. Лев Бакст возглавлял художественный отдел. Именно Бакст придумал марку журнала "Мир искусства", на которой был изображен орел. Сам художник так объяснял эту аллегорию: "Мир искусства" выше всего земного, у звезд, там царит надменно, таинственно и одиноко, как орел на вершине снеговой". Среди мотивов, которые Бакст чаше всего использовал в своей журнальной графике,- античные вазы, гирлянды, сосуды с орнаментами, фавны, сатирессы, рокайльные мотивы. Необыкновенно легки, изящны контурные рисунки Бакста, которые точно и гармонично сочетались с текстом. В это время Бакст был увлечен творчеством Бердслея. Он не только заботился о неповторимом образе журнала, но и создавал свои произведения. Лучшими из них считаются появившиеся в 1900-1901 годах литографический портрет И.Левитана, "Женский портрет" и "Голова старухи". Современники, исходя из того, как Бакст умел свободно владеть контуром, сопоставлять разные способы рисунка, называли его "дерзким графиком".
На выставке картин журнала "Мир искусства" экспонировались созданные на рубеже веков живописные портреты Бакста - "Портрет Александра Николаевича Бенуа", "Портрет философа В. Розанова" и другие. В таких работах, как "В кафе", "Ужин", Бакст создал неповторимый образ женщины модерна - околдовывающей, таинственной, влекущей.
В. Розанов писал о картине "Ужин": "Стильная декадентка Fin de siecke, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а ля Джоконда кушает апельсины". Бакст использовал здесь неяркую, почти монохромную цветовую гамму. А в 1903 году появился полный света и тепла портрет Л. П. Гриценко-Бакст, урожденной Третьяковой.
Лев Бакст не только писал картины, но и оформлял экспозиции выставок, создавал неповторимые, утонченные интерьеры будуаров.
Когда Дягилев попросил Бакста оформить помещения, снятые им для своей антрепризы, Бакст, прежде всего, обратил внимание на цветовое решение, сочетая свои излюбленные зеленые и голубые тона, театрализовал, стилизовал интерьеры.
Сотрудничал Бакст и с сатирическими журналами первой русской революции, например, с такими, как "Зритель", "Жупел", "Сатирикон". Многие годы он работал вместе с Дягилевым, который пригласил его оформлять "Русские балеты в Париже". В 1906 году Бакст написал портрет Дягилева с няней. В этом же году появились портреты Гиппиус, Сомова и других.
В 1900 году Бакст написал целую серию парадных женских портретов, после чего стал довольно модным портретистом.
Когда Елизавета Званцева, которая училась сначала в Петербургской академии художеств у Чистякова и Репина, а потом в Париже - в академиях Жюльена и Коларосси, организовала частную художественную школу, она пригласила преподавать туда и Бакста, который стремился к тому, чтобы каждый из его учеников вырабатывал свой особый стиль. Бакст "учил так, как иногда учили плавать, бросая в воду и предоставляя выкарабкиваться самому". Именно Бакст первым оценил незаурядное дарование Шагала.
Все "мирискусники" страстно любили театр. Летом 1910 года Бакст отправился в Париж, чтобы работать над декорациями спектаклей дягилевских "Русских сезонов". Однако свою работу в театре Бакст начал еще в 1900 году, сделав эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Сердце маркизы". Позже он оформил спектакль "Фея кукол". Особый восторг современников вызывали сделанные Бакстом эскизы костюмов.
Очень интересны и оформленные им спектакли на античную тему - "Ипполит", "Эдип в Колоне" и другие.
В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит. Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Своеобразным итогом его размышлений об античности можно считать имевшую довольно шумный успех картину "Древний ужас", на которой изображалась сцена мировой катастрофы. Один из критиков так объяснял смысл этого таинственного полотна, на котором всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой: "Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил".
"Русские сезоны" Дягилева в Париже - это очень целостные сгармонизированные балетные спектакли, над которыми работало немало людей. В 1909-1914 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Как вспоминали современники, "в свое время Париж был подлинно пьян Бакстом", точнее, оформленными им "Клеопатрой", "Нарциссом" и другими спектаклями. Их красочную композицию во многом определяли разноцветные костюмы героев, над которыми Бакст работал вместе с балетмейстером. Открытием нового, экспрессионистического балета можно считать совместную работу Бакста и Вацлава Нижинского - балет К. Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна". Здесь образ строился с помощью сопоставления цветовых пятен. Очень интересно были оформлены и такие романтические балеты, как "Карнавал", "Бабочки", "Видение розы".
Сотрудничая с фирмой Пакен и парижскими законодателями мод, Бакст и здесь сумел выразить свое время.
В последние годы Бакст работал и во Франции, и в Америке, оформлял спектакли театров "Гранд-опера", "Мишель", труппы Иды Рубинштейн. Выступал и как либреттист. Продолжал писать портреты.

Умер Лев Бакст 27 декабря 1924 года.

Его всегда тревожило будущее русского искусства, на заре XX века он утверждал: "Два течения господствуют в настоящую минуту в искусстве. Одно - раболепно ретроспективное, другое, враждебное ему, футуристическое, горизонты которого далеко впереди, в оценке потомства... Первое течение тянет нас назад, к предкам... второе рушит все старое и готовит почву для будущего искусства, которое будет оценено нашими правнуками... Когда же мы отучимся от этой гибельной манеры пренебрегать, презирать, а главное, не замечать минуту настоящую, сегодняшнюю, которая и есть реальная жизнь".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!