Бродский Исаак Израилевич (1883-1939)

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) - русский советский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 30-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.

Исаак Бродский родился 25 декабря 1883 (6 января 1884) в селе Софиевка близ Бердянска (в то время - Таврическая губерния, ныне - Запорожская область Украины), в семье мелкого торговца и землевладельца. В 1896 году окончил Бердянское Городское училище. Считал своей родиной город Бердянск. С детства проявил талант к живописи. С 1896 по 1902 год учился в Одесском художественном училище у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского.  Затем в 1902 году переехал в Петербург и был без экзаменов зачислен на первый курс Петербургской Академии художеств в класс И.Е. Репина и Я.Ф. Ционглинского. Бродский был любимым учеником Репина, самые теплые отношения между ними не прерывались до последних лет жизни знаменитого мастера. "От Репина, - говорил Бродский, - я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни".
За работу "Теплый день" художнику была присуждена Золотая медаль. По традиции, особо отличившиеся студенты отправлялись за счет Академии продолжать учебу за границей. В 1909 году Бродский на полгода едет во Францию, а затем много путешествует по Германии, Испании и Англии. Из поездки он привозит первоклассные этюды и картины, такие как, например, "Серый день" (1909). Его успехи были столь значительны, что Совет Академии продлевает ему срок заграничной командировки и отправляет его еще на полгода, на этот раз в Италию. В 1910-1911 годах Бродский жил на итальянском острове Капри у М.Горького, выполнил его портрет. Итогом поездки стали большие работы "Сказка", "Италия" (обе 1911). Предоставив в 1913 году на Международную выставку в Мюнхене свою картину "Зима в провинции", он получает Золотую медаль.

До октябрьской революции 1917 года Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, Товарищества южнорусских художников, Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников.

После октября 1917, начинает писать портреты большевистских лидеров. За сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой на Михайловской площади (ныне музей-квартира) и множеством привилегий. В 1932 году художник - автор обширной изобразительной Ленинианы, получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1934 - он первым среди художников получил орден Ленина, в 1939 - стал доктором искусствоведения. 
Бродский стал одним из главных адептов социалистического реализма. Он много работал над созданием образов советских вождей, кроме того, он занимался реорганизацией художественного образования в СССР на основе реалистической системы преподавания. Последние годы жизни художник отдал педагогическому труду. С 1932 года он был профессором, а с 1934 года и до самой смерти - директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Его учениками были такие известные художники и педагоги как А. И. Лактионов, Ю. М. Непринцев, В. М. Орешников, П. П. Белоусов, М. П. Железнов, Н. Е. Тимков, А. Н. Яр-Кравченко, П. К. Васильев, М. Г. Козелл и другие.

Октябрьская революция открыла в Бродском мастера масштабных многофигурных полотен. В 1919 году он пишет картину "В.И. Ленин и манифестация", первую в ряду портретов деятелей новой эпохи, а затем задумывает цикл "Революция в России" - столь велик энтузиазм художника, ставшего очевидцем великих событий. В этом цикле он хотел "посильно отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах". Первой картиной этого цикла стало громадное (150 персонажей) полотно "Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна" (1920-1924), второй - "Расстрел 26-ти бакинских комиссаров" (1925). В арсенале художника находятся и трагические краски, его метод обогащается историзмом, художественная образность - документальностью. В процессе работы Бродский изучает весь необходимый историко-иконографический материал, свидетельства очевидцев, выезжает на места событий. Так, работая над картиной "Торжественное открытие II конгресса Коминтерна", он выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения. Теперь эти мастерские графические портреты представляют собой бесценный историко-художественный материал.

Умер Бродский 14 августа 1939 г. в Ленинграде. 

В честь художника в сентябре 1940 была переименована Михайловская улица, после Перестройки ей было возвращено прежнее имя. В 1949 году в квартире, в которой Бродский прожил последние 15 лет своей жизни, был открыт музей (Михайловская площадь д.3).
Кроме замечательной коллекции Бродского здесь экспонируются произведения самого художника, выполненные в разные периоды его жизни. Дипломная работа «Теплый день» (1908), за которую художник получил золотую медаль и право на заграничную командировку, «Бой быков в Мадриде» (1910), написанную на основе впечатлений, полученных в Испании, множество пейзажей и портретов, небольшие эскизы монументальных композиций на историко-революционную тему - все эти работы дают представление о многогранности творчества и профессионализме Бродского.

Одной из самых ярких сторон многогранной жизни Бродского является его коллекционерская деятельность. На протяжении нескольких десятилетий Бродский создавал уникальную коллекцию произведений русских художников XVIII - начала XX веков. Эта коллекция, включавшая в себя блестящие творения И.Е. Репина и В.И. Сурикова, В.В. Маковского и В.Д. Поленова, И.И. Левитана и В.А. Серова, К.А. Коровина и Б.М. Кустодиева, М.А. Врубеля и А.Я. Головина и многих других, стала одним из лучших частных собраний в 1920-е годы. Еще во время учебы Бродского в Академии художеств Репин подарил своему любимому ученику три рисунка, которые стали началом будущего музея. В 1910-е годы коллекция пополнялась произведениями авторов, с которыми Бродский вместе участвовал в выставках. После революции собирательство художника стало частью его многосторонней деятельности, направленной на спасение достижений русского искусства и помощи художникам. В 1930-е годы, когда единственным допустимым направлением в русском искусстве был социалистический реализм, Бродский стремился поддержать все талантливое, что оказалось за его пределами. Его музей был тогда одним из немногих мест, где можно было увидеть произведения художников авангарда. В коллекции Бродского есть некоторые произведения представителей русского авангарда - Б.Д. Григорьева, А.Е. Яковлева, М.З. Шагала.
За свою жизнь Бродский собрал более тысячи произведений, он щедро делился своими сокровищами, подарил около трехсот работ городу Бердянску, где прошло его детство, там был основан музей его имени. Столько же работ было подарено Днепропетровскому художественному музею, ряд работ - другим музеям страны. По желанию художника после его смерти в 1939 году коллекция была передана родными в дар Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!