Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962)

Наталья Сергеевна Гончарова родилась 4 июня 1881 года в Ладышино, близ Тулы. В 1899-1902 годах она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала на скульптурном отделении у П.Трубецкого, а затем в классе живописи у К. Коровина. Вместе с Ларионовым Гончарова активно участвовала в организации выставок русских футуристов -"Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень" и др.
Футуризм происходит от латинского futurum - "будущее". Это общее название авангардистских художественных течений, которые возникли в Италии, России и других европейских странах в 1910-1920-х годах. Главным для футуристов было создание "искусства будущего". В России футуризм ярче всего заявил о себе в среде литераторов, где его представляли Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников. Все они были связаны с "левыми" течениями в художественной культуре, выступали с нигилистскими лозунгами, пытались эстетизировать урбанизацию, а стремясь к демократизации своего творчества, широко использовали "архаичные" приемы и фольклорные мотивы. Гончарова выступала против индивидуализма, она декларировала: "В век расцвета индивидуализма я разрушаю эту святая святых и прибежище ограниченных как несоответствующее современному строю жизни и будущему ее строю... Если у меня и происходит столкновение с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан".
В 1910 году была написана одна из лучших примитивистских работ Гончаровой "Мытье холста".
Особого внимания заслуживают литографические иллюстрации, которые Гончарова делала к сборникам футуристов.
В 1912 году она проиллюстрировала поэму Крученых и Хлебникова "Игра в аду". Черное и белое в энергичных, иног-да даже несколько грубоватых графических работах Гончаровой сталкиваются как два противоборствующих начала. Композиции очень динамичны, а рукописные тексты естественно включаются, например, в изображение головы черта, который не страшен, а, скорее, по-лубочному ироничен.
Гончарова одной из первых в среде европейских художников использовала в оформлении книги технику коллажа. Так, на обложку коллективного сборника "Мир конца", который увидел свет в том же 1912 году, был наклеен вырезанный из золотой тисненой бумаги цветок. Причем на каждом экземпляре книги он варьировался.
Проиллюстрировала Гончарова и повесть Крученых "Путешествие по всему свету", отрывок из поэмы Хлебникова "Вила и леший". Образ Вилы как бы вырастает из самой природы. Один из современников отмечал: "Примененный Гончаровой масштабный сдвиг объясняется не своеволием иллюстратора, а тонким пониманием текста. Дело в том, что Вила - персонифицированный образ природы, это подтверждается и первоначальным названием поэмы - "Природа и леший".
Были случаи, когда личность художника как бы возобладала над автором. В увидевшей свет в 1913 году оформленной Гончаровой книге Крученых "Две поэмы. Пустынники. Пустынница" на семь страниц стихов приходилось четырнадцать страниц иллюстраций. Таким образом, Гончарова становилась как бы соавтором поэта. Особенно интересна помещенная здесь иллюстрация к сцене искушения отшельника. Сидящего старца за руку держит искушающий бес. А слева видны крылья отлетающего ангела-хранителя.
В 1913 году появилось знаменитое, очень динамичное футуристические полотно Гончаровой "Велосипедист". Вывески, мимо которых проезжает велосипедист, мелькая, естественно вплетаются в ткань общей композиции.
Еще до революции Гончарова начала работать как театральный художник. В знаменитой антрепризе С. Дягилева в 914 году она оформила спектакль "Золотой петушок" на музыку Н. Римского-Корсакова, где ей удалось слить воедино тончайшую изысканную красочность с наивным миром русского лубка.
В 1915 году Гончарова вместе со своим мужем Ларионовым перебралась в Париж. Полвека прожили они в необычном, причудливом старинном доме на углу рю де Сен и рю Жак Калло.
К их квартире вела крутая лестница, а в комнатах повсюду лежали стопки книг. В этих залежах можно было найти рисунки Пикассо и Сутина, письма Дягилева и другие редкие документы.
Поэтесса Марина Цветаева, которая часто бывала в гостях у Гончаровой и Ларионова, отмечала, что Гончарова жила и творила очень гармонично, без катастроф. Она писала: "Как работает Наталья Гончарова? Во-первых, всегда, во-вторых, везде, в-третьих, всё. Все темы, все размеры, все способы осуществления (масло, акварель, темпера, пастель, карандаш, цветные карандаши, уголь - что еще?), все области живописи, за все берется и каждый раз дает. Такое же явление живописи, как явление природы".
Осталось множество альбомов, в которых были запечатлены виды городов, портреты и т. д. Гончарова создала иллюстрации к немецкому изданию "Слова о полку Игореве", очень интересные живописные полотна, среди которых был и так понравившийся Цветаевой "Завтрак", где мужчина изображен вместе с обманутой женой и обманщицей "не-женой". Многие называли последние работы Гончаровой "песнопениями". А о серии "Испанки" газетный рецензент писал: "Да это же не женщины, это - соборы".
Однако больше всего сил Гончарова отдавала работе в театре. Вместе с Ларионовым и одна она в 1915-1917 годах оформила для антрепризы С. Дягилева балеты "Литургия" и "Садко" (на музыку И. Стравинского), "Испанская рапсодия" (на музыку М.Равеля), в 1921-1932 годах - "Лисицу" (на музыку И. Стравинского), "На Борисфене" (на музыку С. Прокофьева), "Игрушки" (на музыку Н. Римского-Корсакова), "Жар-птицу" (на музыку И.Стравинского), в 1930-1940 годах - балет "Богатыри" (на музыку А. Бородина), оперу "Кощей Бессмертный" (на музыку Н. Римского-Корсакова).
Художница В. Ходасевич вспоминала, что, когда общалась с Н. Гончаровой, "казалось, что от нее пахнет чистотой". И в то же время была "в ней, как в иконах,- строгость".
Эту чистоту и строгость художница сберегала в себе, даже когда тяжело болела. Ее не стало 17 октября 1962 года. Последней работой Гончаровой считается оформленный в 1957 году фестиваль в Монте-Карло, посвященный 15-летию со дня смерти знаменитого М. Фокина, чьи постановки балетов в свое время и помогли раскрыться ей как художнику-сценографу.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!